Кто поможет уярскому терминалу
Что же будет с уярским терминалом, который четыре года назад строили как временный, а по факту он оказался не готов к закрытию.
Ситуация вокруг нефтеналивного терминала в Уяре обострилось после того, как к сотрудникам предприятия все больше приходило понимание того, что с января следующего года они могут остаться без работы. И оснований для таких размышлений было хоть отбавляй. Во-первых, основной поставщик терминала «Трансибнефть» еще летом заявил о прекращении поставок нефти через уярский терминал с 1 января 2011 года. В ноябре компания официально подтвердило свое решение, заявив о том, что терминал изначально создавался как временный до ввода в эксплуатацию участка ВСТО Тайшет-Сковородино. Не устроили «Транснефть» и сегодняшние тарифы, которые практически в 4 раза выше, чем те, которые установлены на пункте Мегет в Иркутской области.
В ситуацию вмешалось Правительство Красноярского края. В начале ноября министр промышленности и энергетики Денис Пашков, выступая перед журналистами, рассказал о том, что власти пытаются договориться с федеральной службой по тарифам об утверждении льготных железнодорожных тарифов для транспортировки нефти из Уяра. Власть также заинтересована в продолжении работы терминала. Согласно оценкам регионального правительства, в случае остановки терминала, бюджет края может потерять около 70 млн рублей налоговых отчислений в год. И вот на этой неделе появилась надежда, что все-таки сотни человек не останутся без работы. Красноярскому правительство удалось договориться с ФСТ о снижении в 2011 году тарифа на налив нефти для уярского терминала. Правда, при этом власти уточняют: решение принято пока предварительно. Обещали до середины декабря уже определиться окончательно.
Временно построенный
Уярский нефтеналивной терминал был запущен после реконструкции в 2006 году. Оператором терминала является ООО «Нефтетранспортная компания» (НТК), зарегистрированное в городе Уяр Красноярского края. Компания входит в структуру инвестиционной группы ЕСН. Объем инвестиций в проект составил 1,5 млрд рублей. Именно тогда при запуске уярского терминала планировалось, что он проработает в режиме пункта перегрузки нефти на железнодорожный транспорт до 2014 года. К этому времени как раз будет введена вторая очередь трубопровода ВСТО, когда нефть можно будет доставлять напрямую по трубопроводу.
При этом оговаривалось, что сам терминал перквалифицируют в нефтеперерабатывающий завод мощностью 1,5 млн тонн сырой нефти в год. На сегодняшний день проект завода передан в правительство края, которое и занимается изучением возможностей его поддержки и финансирования. Но если терминал перестанет работать уже в следующем году, то строительство завода становится нецелесообразным, и тогда компания откажется от этого проекта, заявили в ЕСН.
Глас народа
Когда сотрудники терминала поняли, что со следующего года у них есть все шансы остаться на улице, они прибегнули ко всем известному способу выражения народного недовольства. Люди вышли на пикет, который состоялся 19 ноября. А за два до этого руководитель Уярского нефтеналивного терминала Игорь Воронин на торжественном открытии железнодорожной больницы в Уяре публично обратился к руководству «Российских железных дорог» с просьбой повлиять на «Роснефть» и не закрывать его компанию. Письменную просьбу лично передал вице-президенту ОАО «РЖД» Олегу Атькову.
При этом региональное агентство труда и занятости населения Красноярского края в ноябре уже провело выездное заседание в Уяре по вопросам трудоустройства высвобождающихся работников нефтетранспортных организаций Уярского района. Ведь найти новую работу для 300 человек одновременно задача не из легких. Правда, все те же власти края обещали в случае неудовлетворительного решения в отношении терминала помочь с поисками новых рабочих мест как в Уяре, так и в соседних районах. Кстати, средства на это уже заложены в бюджете центра занятости Уярского района на 2011 год.
«Транснефть» нашла замену
Пока краевые власти обещали договориться с федеральной службой по тарифам, «Транснефть» на своем сайте опубликовала официальное решение о прекращении поставок нефти через уярский терминал с января следующего года. Указав при этом ряд причин. Как отметили в компании, терминал создавался изначально как временный до ввода в эксплуатацию участка ВСТО Тайшет-Сковородино. Дело в том, что в свое время мощностей терминала Мегет в Иркутской области не хватало для обеспечения нужд заказчиков для поставок в восточном направлении. Об этом руководство Уярского нефтеналивного терминала было предупреждено еще в 2005 году. Собственно, и терминал в Уяре был построен именно поэтому.
В октябре прошлого года нефтепровод Тайшет-Сковородино был введен в эксплуатацию. Но поскольку контракт о поставке нефти в Китай между «Роснефтью» и CNPC заканчивается в декабре текущего года, то соответственно, уже со следующего года поставки через уярский терминал прекратятся. В связи с вводом в эксплуатацию магистрального нефтепровода «Сковородино – Мохэ» с 1 января 2011 года российская нефть будет поставляться в Китай именно через него, уверенно заявили в «Транснефти».
При этом в компании особо внимание акцентировали на размере тарифа. Так, тариф за перевалку нефти, взимаемый «Энергоактивом» (компания-собственник терминала) на станции Уяр, составляет 218 рублей за тонну, а на пункте Мегет «Транснефти» практически в четыре раза меньше - 49,3 рублей за тонну. Зачем платить больше, когда есть возможность сэкономить.
Тарифы ждут декабря
И вот буквально накануне Федеральная служба по тарифам России приняла решение о тарифе на налив нефти для предприятия на будущий год. Как сообщил Денис Пашков, данный тариф снизился на 30% от действующего, что должно помочь терминалу продолжить сотрудничество с «Транснефтью» на выгодных условиях.
Кроме того, в ближайшее время красноярское правительство намерено согласовать с ФСТ еще один важный для проекта параметр — железнодорожный коэффициент по маршруту перевозки нефти от Уяра до Комсомольска-на-Амуре. При этом министр подчеркнул, что на данный момент принято только предварительное решение о сохранении существующего тарифа на следующий год.
Окончательное постановление службы, оформленное уже в виде приказа, власти ждут в середине декабря. В адрес «Транснефти» и «Роснефти» правительство края уже направило официальные письма с предложением продолжить сотрудничество с уярским нефтеналивным терминалом. В нем компании были проинформированы об изменениях тарифных условий. Осталось дождаться ответа. И если все пройдет гладко и обещанное будет выполнено, нефтеналивной терминал сможет проработать еще год, а к тому времени, глядишь, и проект НПЗ наконец-то двинется с мертвой точки.
Вот только молчат главные лица. Ни «Транснефть», ни «Роснефть» никаких комментариев по последнему решению ФСТ не давали. И пока последнее слово остается за ними.