"Чёрный лебедь". Наш самый главный враг — это мы сами
Нужно ли любить балет, чтобы смотреть этот фильм? Конечно же нет. Ведь фильм не о балете как таковом. Балет — это лишь поверхность сферы, внутри которой чего только нет: страсть и ревность, деспотизм с глубокой родительской любовью, соперничество и взаимопомощь, и безумие, граничащее с совершенством.
Эта захватывающая, возбуждающая чувства история могла произойти с каждым человеком, который с одержимостью, целиком и полностью отдаётся своей работе. Однако режиссёр Даррен Аронофски несмотря на то, что первоначальный вариант сценария «Чёрного лебедя» предполагал действие в театральном русле, сконцентрировал внимание зрителей именно на теме балета. И Аронофски не прогадал! Фильм получился просто потрясающий.
Нужно ли любить балет, чтобы смотреть этот фильм? Конечно же нет. Ведь фильм не о балете как таковом. Балет — это лишь поверхность сферы, внутри которой чего только нет: страсть и ревность, деспотизм с глубокой родительской любовью, соперничество и взаимопомощь, и безумие, граничащее с совершенством.
Как и в предыдущей картине Даррена Аронофски «Рестлер», в «Чёрном лебеде» сюжет похож на документальную хронику, освещающую ключевые жизненные моменты обычного человека. Оба фильма дают зрителю поразмыслить над тем, что люди получают и что теряют, когда становятся профессионалами своего дела.
Героиня «Чёрного лебедя» Нина Сэйерс (Натали Портман) воплощает в себе хрупкую, застенчивую и очень соблазнительную девушку, мечтающую стать балетной примой. Она оттачивает каждое движение до совершенства, не понимая, что именно в зацикленности на правилах, в нежелании «отпустить себя» заключается её главная ошибка, приводящая к трагическим последствиям. С самого рождения возле Нины находится мать-диктатор (Барбара Херши), держащая дочь в ежовых рукавицах. С одной стороны она до безумия любит свою совершеннолетнюю «милую девочку», демонстрируя это чрезмерной опекой. С другой стороны мать Нины, в прошлом неудавшаяся балерина, неосознанно хочет компенсировать свою поломанную жизнь за счёт дочери. Применяя кнут и пряник, она пытается добиться того, чтобы Нина достигла высот, о которых мать могла только мечтать.
Остальные герои фильма если и показаны, то уж как-то бегло и поверхностно. Бет (Вайнона Райдер) — старая балетная прима, у которой едет крыша от того, что её отправили на пенсию. В ленте всего пара эпизодов с участием Райдер, но зато какие эффектные, особенно последний случай в больнице. Тома (Венсан Кассель) — пожалуй, лучший второстепенный персонаж, которого я увидел в фильме. Для него нет «запретных тем». Публичные разговоры о сексе и женской мастурбации — вещи само собой разумеющиеся, ибо он прямолинейный человек. И режиссёр заставляет нас верить в то, что только такой как он может поставить новую интерпретацию «Лебединого озера», в которой найдётся место и для грешных страстей и для возвышенных человеческих чувств.
Лили (Мила Кунис) — по сюжету позиционируется как роковая соперница Нины, желающая отнять роль Королевы лебедей в постановке «Лебединое озеро». Однако наградить героиню Милы Кунис ярлыком «соперница» у меня язык не поворачивается, да и действительно ли Аранофски в прямом смысле говорил о соперничестве двух балерин в своих интервью? Думаю, соперничество существует лишь в голове Нины, которое усугубляется галлюцинациями и раздвоением личности. К тому же, Нина только к финалу понимает, что не может нащупать грань между реальностью и вымыслом. Понимает это слишком поздно…
Выдержка и выносливость — два качества настоящей балерины, которые удалось развить в себе Натали Портман. Причём не только на экране, но и в течение 6 месяцев интенсивных тренировок и спортивной диеты перед съёмками. Труд, безусловно, титанический. В итоге — яркая игра, с бьющей через край самоотдачей. Но самое главное это, конечно же, актёрское мастерство, которое было продемонстрировано Портман на высоте. Это по достоинству оценили и журналисты, в январе вручившие награду Золотой Глобус актрисе за «Лучшую женскую драматическую роль» в фильме «Чёрный лебедь».
Мир балетного искусства, в который можно погрузиться, наблюдая «Чёрного лебедя», насыщен разнообразной символикой, передающей смысл и атмосферу, царящую в том или ином эпизоде без слов: разнообразная цветовая палитра, особые знаки, мимика и движения героев на сцене. А то, как манипулируют зеркалами в этом фильме, хоть уже и не раз обыгрывалось во многих хоррор-фильмах, смотрится с интересом. Музыка — это душа любого фильма и композитор Клинт Мэнселл оригинально передал в своей интерпретации как музыку Чайковского, так и общее настроение всей картины.
Резюмирую. Кто-то из великих сказал, что «жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя». И действительно, у совершенного человека нет ни целей, ни будущего. Исход очевиден изначально, несмотря на это Аронофски оставляет зрителю право домысливать финал.
Кино рекомендовано к просмотру.
8 из 10