Русский Интернет - отложенная реальность
Знакомство с рунетом неподготовленного человека обычно повергает в легкий шок. Присмотревшись и пообвыкнув, начинаешь замечать и прочие «родимые пятна свободы» - жуткое количество ксенофобских, экстремистских, хамских и просто идиотских высказываний, постов и комментариев.
Знакомство с рунетом неподготовленного человека обычно повергает в легкий шок. Первое, что бросается в глаза, - это обилие мата, порнухи и обещаний увеличения разных частей тела до немыслимой величины. Присмотревшись и пообвыкнув, начинаешь замечать и прочие «родимые пятна свободы» - жуткое количество ксенофобских, экстремистских, хамских и просто идиотских высказываний, постов и комментариев. Неуемная агрессия вспыхивает по самым ничтожным поводам, а кары, обещаемые идейным противникам, по изощрённости превосходят самые смелые фантазии средневековых палачей.
Через некоторое время становится страшно выходить на улицу - а вдруг возле твоего дома сторонники волочковских статей разбираются с оппонентами посредством огнестрельного оружия.
Однако время идёт, а стрельба на улице все не начинается. Возникает закономерный вопрос - насколько Интернет отражает реальные настроения в обществе?
С хамством вроде бы всё понятно, приобретя в мировой сети полную анонимность, а значит, и безнаказанность, человек может позволить себе говорить так, как считает нужным, не боясь физической расправы или уголовного преследования. Проблема в том, почему он считает нужным изъясняться именно так.
«Для этого нам необходимо вспомнить такое явление, которое в средние века называлось «Страх Божий», - говорит красноярский психолог Ольга Миллер. - "Страх Божий", или попросту совесть, это та составляющая сознания, которая заставляет человека поступать по определенным правилам. Если его нет, то тут необходимы внешние сдерживающие факторы, такие как общественное порицание, законы, полиция тюрьмы и так далее. Если же и этого нет, то при отсутствии внутренних сдерживающих механизмов человек начинает вести себя так, как ему нравится. Психоаналитик бы сказал, что наружу вырывается бессознательное».
Таким образом, хотя Интернет-флейм и бокс по переписке и не перерастает во всеобщую поножовщину на улицах города, само его наличие - довольно тревожный сигнал. Это показатель того, что психологически общество готово к насилию, и порядок поддерживается лишь присутствием вооруженной милиции. В подтверждение этого говорит тот факт, что в Европе люди в Сети ведут себя гораздо спокойней. «У нас такого нет, конечно, можно на некоторых форумах нарваться на оскорбления, но угрозы - редкость», - говорит бывший красноярец, а ныне гражданин ФРГ Андрей Гебель. «В русском Интернете очень много агрессии, гораздо больше, чем на любых иностранных сайта», - рассказывает он.
Может быть, не все так плохо, и по интернет-аудитории нельзя судить о настроении всего общества? «Интернет-исследования отличаются некоторым смещением аудитории в сторону молодежи и тех людей, которых принято называть «продвинутыми», - говорит социолог, специалист по маркетинговым исследованиям Владимир Корепанов. - При этом интернет-аудитория это те, которых в социологии принято называть трэндсеттерами. Это люди, определяющие направление развития общества. То, что сегодня говорят или предпочитают они, завтра будут говорить и предпочитать большинство. Сегодня, конечно, Интернет не передает настроений всего общества. Скажем, бабушки или сельские жители и их взгляды там практически не представлены, но в ближайшем будущем сегодняшние интернет-настроения будут определяющими».
Выводы из всего этого, увы, неутешительны. Интернет на сегодняшний день - это модель будущего российского общества. Точнее, возможная модель, которая, если ничего не изменится, вполне может стать действующей.