Спасибо «Фонду Прохорова» за две прекрасные театральные недели
Даже если специально задаться такой целью, написать какую-нибудь гадость о «Норильских сезонах» в Красноярске довольно сложно. Право, когда тебе прямо к порогу привозят заботливо отобранные лучшие мировые и отечественные спектакли, как-то глупо выпендриваться и говорить своё презрительное «фи».
Даже если специально задаться такой целью, написать какую-нибудь гадость о «Норильских сезонах» в Красноярске довольно сложно. Право, когда тебе прямо к порогу привозят заботливо отобранные лучшие мировые и отечественные спектакли, как-то глупо выпендриваться и говорить своё презрительное «фи», гораздо умнее воспользоваться предоставленной возможностью и выбраться в кои-то веки в театр, посмотреть, что там, вообще, происходит. Вот и я - собрался с силами, поднялся с дивана и сходил на все 8 постановок, представленных «Норильскими сезонами» в этом году. О чём и рассказываю.
Йо Стромгрен Кампани «Дань танца искусcтву футбола» (Норвегия, Осло)
Спектакль «Дань танца искусству футбола» норвежской труппы из столицы трески и викингов, города Осло, по утверждению хореографа труппы Йо Стромгрена, ставит перед собой задачу, посредством танца показать широким слоям театральной публики связь между футболом и балетом. Хотя, мне кажется, связь итак очевидна, хотя бы тем, что я не люблю ни то, ни другое, и на спектакль норвежцев пошёл только из снобисткого желания непременно увидеть все постановки сезонов. В дороге до красноярского ТЮЗа, тщательно копил слюну и тренировался в оттопыривании нижней губы, как выяснилось, зря. Слюна не понадобилась, губу пришлось втягивать обратно, поскольку привезённый норвежцами в Красноярск спектакль просто феерически красив. Больше всего происходящее на сцене напоминало концерты группы Rammstein, та же наполненная мужским эротизмом пляска древних германских богов, сдобренная изрядной дозой несколько грубоватого, но очаровательного юмора. Блестящий стеб, как над футболом, так и над балетом, лишённый в равной степени, как заискивания, так и высокомерия. Сложнейший танец без единого слова. Жаль, что я не поклонник самой популярной в мире спортивной игры, и не смог понять зашифрованные в спектакле пародии на звёзд мирового футбола, но и без этого, эмоции после просмотра остались самые положительные.
Центр Современного Искусства ДАХ (Украина)
«Dreams of the lost road»
Просмотр самого зрелищного из привезённых в этом году «Фондом Прохорова» спектакля мне изрядно подпортила публика, собравшаяся в этот день на ступенях Культурно- исторического центра. Казалось бы - гениальная идея выстроить на День города возле КИЦа огромную многоярусную сцену и продемонстрировать на ней красноярцам концерт-перформанс. Однако горожане почему -то решили, что отсутствие над головой крыши избавляет их от всех формальностей, связанных с походом в театр. И если в обычном театре нужно тихо сидеть и смотреть спектакль, то здесь, по их мнению, можно было ходить, пить пиво, говорить по телефонам, болтать с соседями и вообще ни в чём себя не ограничивать. Это при том, что на многоярусной сцене в это время с помощью актёров, арт-обьектов, масок, декораций, лазерного шоу и потусторонней музыки этно-хаус группы «ДахаБраха» разворачивалось мистическое действо, повествующее о снах, яви, мире, войне и женском одиночестве, вихрь снов, видений и грёз. В кульминации музыка вдруг сделалась жестче, сцена обнялась языками лазерного пламени, казалось, что сейчас произойдёт что- то волшебное… и оно произошло. Над Енисеем загремел праздничный салют, и сцена тут же исчезла, за стеной разной степени привлекательности задниц зрителей, вскочивших снимать фейерверк на сотовые телефоны. В этот момент мне показалось, что актёры откроют по залу стрельбу, и право же, суд бы их оправдал, но выносливые украинцы как ни в чём не бывало закончили действие.
«Почти спектакль, почти по Пиранделло, или танец смерти - реанимация»
Если «Сны потерянной дороги», представленные ДАХ на сцене перед КИЦом были зрелищем воздушным и неземным, то «Танец смерти» - спектакль, напротив, вполне земной. Уже на пороге ТЮЗа зрителей встречали хлебом-водкой и просили пройти на новую сцену, где, в скором времени, должны были начаться похороны. На сцене действительно лежала покойница, над которой читал молитву католический падре. То, что произошло затем, описать чрезвычайно сложно, спектакль-коллаж, спектакль-пляска, где похороны превращаются в свадьбу, месса в оргию, а смерть - в рождение новой жизни. Режиссёр-постановщик Владислав Троицкий умудрился соединить в одном действии невероятную искренность и дикий цинизм, тонкий лиризм и чернейший юмор. Всё это воплощено на сцене красивыми актёрами. Спектакль о безмерном одиночестве, спектакль дразнящий, пугающий, провакационный, пожалуй, именно эта постановка для меня стала самым сильным впечатлением фестиваля.
Театр «Сильфо» «Атлас» (Испания)
Ну что, простите, может привлечь взрослого человека в спектакле для детей от 3-х до 10 лет? Зайчики, белочки, занудное морализаторство, первое, что ожидаешь от таких спектаклей, а этот -ещё и обучающий, тоска смертная. Так думал я, с тоской разглядывая программу фестиваля и ожидая, что час, потраченный на театр «Сильфо», окажется потерянным зря. Однако, опять ошибся. Не могу сказать, что был потрясён, спектакль всё-таки, действительно, для самых маленьких, но не могу не оценить виртуозного использования испанцами самых простых бытовых предметов для создания на сцене атмосферы сказки и волшебного путешествия. Несколько раскрытых зонтиков - и сцена превращается в амазонскую сельву, надувные круги и гофрированный шланг - и вот перед нами слон, тропические птицы, китайцы, жирафы, пингвины, драконы - и всё это два человека, за час просто и увлекательно рассказавшие детям о планете, на которой мы живём. Дети были в восторге и гурьбой устремились к сцене, когда в конце спектакля актёры Сара Саез и Диего Хулиан Гарсия в костюмах пингвинов, спустились со сцены, чтобы пожать им руки.
Московский Театр юного зрителя
«Иванов и другие»
Сложный и нервный спектакль Генриеты Яновской, намного более нервный, чем драма Чехова, по которой поставлен. История человека, который не может жить, человека задыхающегося в душной атмосфере ржавых декораций. От главного героя, в исполнении Шакурова исходят волны истерики, отравляющие всё вокруг. Какие там Чеховские полутона? Всё понятно, всё невыносимо, всё безнадёжно. Включённые в пьесу персонажи из других произведений Чехова расширяют границы этой заржавевшей действительности, и, кажется, всё вокруг пропитывается невыносимой горечью одиночества. Восторг был бы полным, если бы не два обстоятельства. Первое - не вразумительное исполнение женских ролей. Второе - абсолютно пыточные кресла в бельэтаже «Пушки». После трёхчасового спектакля ноги можно было смело ампутировать, я, конечно, понимаю, что раньше люди были ниже, но не настолько же.
«Счастливый принц»
В основе спектакля - приторно-сладкая и откровенно неудачная сказка Оскара Уайлда о статуе счастливого принца, которая, видя несправедливость, творящуюся в городе у её ног, просила отставшую от стаи ласточку срывать с неё золото и драгоценные камни и раздавать бедным. В конце, как всегда в сказках Уайлда, все умерли. Взявшись за постановку, режиссер Кама Гинкас перевернул слащавый сюжет, и, не меняя ни строчки из первоначального текста, сделал спектакль о напыщенном самодуре (счастливый принц), который в угоду собственной прихоти эксплуатирует влюблённую в него женщину (ласточка), заставляя её губить и себя, и его ради уродов, прикидывающихся несчастными горожанами. Бедная голодающая мать и её ребёнок оказываются у Гинкаса крикливой бабой и великовозрастным дегенератом, бедный поэт - графоманом, а замерзающая девочка – похотливой и довольно вульгарной девкой. Тем трогательней выглядит смерть ласточки и величественней - её добровольная жертва. Несмотря на общий цинизм, финал по-настоящему трогает. Непонятно только, почему постановка позиционируется как детская, раньше 16 смотреть такой спектакль, по-моему, не стоит.
«Медея»
На сцене с помощью декораций создано что-то похожее на жилище бомжей, поселились они в заброшенном бассейне: обвалившийся кафель, пустые бутылки, вода на полу. В этом убогом месте живёт брошенная Ясоном Медея, напоминающая сильную, но опустившуюся тётку, типаж в нашей стране не редкий. В прошлом остались подвиги, чудовищные преступления и страстная любовь. В настоящем - только чувство собственного превосходства и вседозволенности. С отвратительной тщательностью Медея уничтожает всё вокруг себя, и на это равнодушно смотрит такой же выгоревший Ясон. Самая страшная сцена в спектакле - убийство Медеей своих детей, она страшна именно полным равнодушием и бесстрастностью, с которой Медея разделывает младенцев на столе как куриц, складывая трупики в пластиковые контейнеры, а, затем, вынося их на помойку. Включённые в первоначальную пьесу Жанна Ануя стихи Бродского и тексты Сенеки разрывают пространство, впуская в мир безжалостный хаос мифологического сознания. Очень страшный и тяжёлый спектакль.
«Волк и семеро козлят»
«Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы», - кто не знает этой песенки Рыбникова на стихи Энтина? После всех суровостей, МТЮЗ приберег напоследок этот яркий, шумный, озорной спектакль. Час безудержного веселья, во время которого, снова возвращаешься в детство. При этом спектакль очень остроумно и оригинально поставлен, здесь не счесть режиссерских находок, но, главное, это - ощущение материнской заботы, беззаветной дружбы и тепла. Самый добрый спектакль фестиваля.
Вот, собственно, и всё. Спасибо «Фонду Прохорова» за две прекрасные театральные недели, ждём продолжения.