Гендиректор ГХК ответил за ОЯТ
В обстановке повышенной нервозности, вызванной историей с Енисейским ферросплавным заводом, известие о поезде, везущем партию отработанного ядерного топлива в Красноярск, произвело эффект камня, брошенного в и без того беспокойное осиное гнездо.
В обстановке повышенной нервозности, вызванной историей с Енисейским ферросплавным заводом, известие о поезде, везущем партию отработанного ядерного топлива в Красноярск, произвело эффект камня, брошенного в и без того беспокойное осиное гнездо. «Мы относимся к таким известиям крайне негативно. Пока мы боремся с ферромарганцевым заводом, нам уже с другой стороны везут новую гадость. Мы обязательно отреагируем на это, может, в рамках движения «Красноярск против!», а может, создадим новое. Но без ответа действия властей оставлять нельзя. Европейцы у себя почему-то не хотят хранить отходы, а хотят всё отправить к нам. Я считаю, что у каждого должен быть свой туалет, а из Красноярска хотят сделать общественный сортир в кафе», - выразил общие настроение один из руководителей движения «Красноярск против!» Артем Карданец.
Так что, возможно, Красноярск в ближайшее время может ждать новая волна экологических митингов, наклеек на автомобили и прочих актов гражданского протеста. Однако пред тем как кидаться в бой, предлагаю ознакомиться с доводами обеих сторон.
Ответы на претензии экологов озвучены генеральным директором ГХК Петром Гавриловым на встрече с журналистами 27 января. Читайте, сравнивайте, делайте выводы.
Первая претензия экологов - незащищённость поездов с ОЯТ от техногенных катастроф и атак террористов. «Вспомните недавний случай, когда в районе Ленинского проспекта были взорваны железнодорожные пути. Вот переворачивается поезд с ОЯТ и идет под откос. Доказательств, что ядерные отходы не попадут наружу, у меня нет. Этот поезд пойдет также по мостам через Волгу, Обь. Отходы могут попасть в Волгу, а Волга - источник питания для многих городов ниже по течению», - заявил в интервью изданию "Свободная пресса" председатель Совета общественной экологической организации "Зеленый мир" города Сосновый Бор Ленинградской области Олег Бодров.
Петр Гаврилов: "ОЯТ уже 66 лет перевозят по железной дороге, это специальные литерные поезда, следующие без остановок, чтобы исключить дополнительный риск. Охрану несёт специально созданная служба, состоящая из обученных людей. Что же касается аварий, то ОЯТ упакованы в специально созданные для этого транспортные упаковочные комплекты (ТУК). Перед использованием эта модель ТУК прошла множество испытаний на безопасность, их бросали с 9 метровой высоты, бросали на металлический штырь, держали в течении 2 часов на глубине 200 метров, держали в огне при температуре 800 градусов. Всё это ТУК выдержал".
Вторая претензия сформулирована Артемом Карданцом в интервью корреспонденту Sibnovosti.ru и приведена чуть выше. Суть - зачем превращать Сибирь в европейскую свалку?.
Петр Гаврилов: "Абсолютно неправильно было бы говорить, что хранилища ОЯТ существуют только в России, сейчас подобные хранилища существуют в Великобритании, Франции и Швеции. В Испании объявлен конкурс на строительство сухого хранилища. Кроме того, планируется строительство в США, Южной Корее и Японии. Мы по закону не можем принимать ОЯТ европейского происхождения. Мы можем только принимать обратно отработанное топливо, которое мы сами поставляли для построенных нами же АЭС. Никаких европейских отходов в Сибири не будет. Вообще мы будем принимать ОЯТ с Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС".
Третья претензия - при повышении сейсмической активности наблюдаемой в последнее время в Восточной Сибири, размещать здесь хранилище небезопасно. Олег Бодров: «Как долго это будет безопасно? Вот если произойдут землетрясения, подобные тому, что случилось в Японии?».
Петр Гаврилов: "То землетрясение, которое недавно было в Туве, мы здесь даже не почувствовали. Вообще же хранилище сконструировано так, что может выдержать падение на него самолёта, а также землетрясение до 9 балов. Кроме того, на территории ГХК находится гора, где по законам природы всегда на 1-2 бала меньше, чем вокруг".
В завершении беседы Гаврилов предложил журналистам самим осмотреть хранилище и пройти всю технологическую цепочку от начала до конца. Описывать это словами слишком сложно и долго. Для интересующихся на сайте Sibnovosti.ru выложены несколько фотографий с экскурсии. А в блоге Василия Сибновости можно посмотреть фильм, снятый сотрудниками ГХК. Фильм, правда, сложен для восприятия, и досмотреть его до конца по силам не каждому, но если вам интересно - попробуйте. Расскажу только про само хранилище.
Помещение хранилища на первый взгляд похоже на огромный спортзал, абсолютно пустое, прохладное помещение. Затем на полу замечаешь множество люков, это и есть гнёзда, в которых будет храниться ОЯТ. В каждое гнездо помещается два пенала, в каждом 30 ампул с ОЯТ. Всего 56 килограммов урана. Когда хранилище будет заполнено, в нём будет храниться 81.129 тонн урана.
Содержащееся в хранилище топливо окружено несколькими степенями защиты. Во-первых, сама оболочка топлива, во-вторых - ампула, в-третьих - герметичный пенал, и, наконец, само гнездо хранения. Все эти слои, по словам работников ГХК, полностью предотвращают проникновение радиации.
Прохладно здесь, пока хранилище пустует, после полной загрузки температура в зале достигнет 30-40 градусов, а под полом может дойти и до 300. Поэтому хранящиеся ОЯТ необходимо охлаждать. Так как хранилище сухое, охлаждение гнёзд происходит за счёт естественной циркуляции воздуха. Никаких специальных вентиляторов или кондиционеров здесь нет. Поэтому отключения электроэнергии или другие неполадки на работу хранилища не повлияют. Минимальный срок хранения ОЯТ 50 лет, хотя, как утверждает Гаврилов, завод может гарантировать 100 лет безопасного хранения. За это время на ГХК надеются построить завод по переработке ОЯТ, после чего топливо можно будет использовать повторно. Поэтому на заводе не любят слова отходы, отходы - это то, что больше нельзя использовать, а из ОЯТ можно в будущем извлечь ещё немало пользы.