Дорогой воздух

Дорогой воздух

Судьба пассажирских авиаперевозок висит на волоске. Старение парка и сложность его оперативной модернизации могут привести к тому , что ряд региональных компаний будут вынуждены покинуть рынок. А неадекватная политика ценообразования в магистральной авиации уже поставила отрасль в положение финансовой пирамиды, которая, как показывает практика, может рухнуть в любой момент. Неудивительно, что в такой ситуации ни одна авиакомпания из числа тех, кого мы попытались привлечь в качестве экспертов, на момент сдачи номера не ответила вопросы «СВ».

Судьба пассажирских авиаперевозок висит на волоске. Старение парка и сложность его оперативной модернизации могут привести к тому , что ряд региональных компаний будут вынуждены покинуть рынок . А неадекватная политика ценообразования в магистральной авиации уже поставила отрасль в положение финансовой пирамиды, которая, как показывает практика, может рухнуть в любой момент. Неудивительно, что в такой ситуации ни одна авиакомпания из числа тех, кого мы попытались привлечь в качестве экспертов, на момент сдачи номера не ответила вопросы «СВ».

Торможение на взлете

Ситуация в российской авиации на сегодня весьма неоднозначна. С одной стороны, показатели прошлого года, опубликованные Росавиацией, внушают оптимизм. Еще бы, ведь количество перевезенных всеми авиакомпаниями страны пассажиров выросло на 12,5% (более 64 млн человек), а грузовые перевозки приросли на 5,9%, составив более 976 тыс. тонн.

С другой стороны, по данным все той же Росавиации, темпы роста рынка замедлились вдвое: в 2010 году количество перевезенных пассажиров выросло на 26,3% (по грузам, правда, динамика осталась практически на том же уровне). По прогнозам экспертов, этот процесс продолжится, и в 2012 году рынок вряд ли сможет подрасти больше чем на 10%.

Такое положение дел объясняется несколькими факторами. Во-первых, за 2011 год 35 коммерческих авиакомпаний потеряли сертификаты эксплуатанта. В результате количество предприятий на этом рынке сократилось до 126, из которых магистральные пассажирские перевозки осуществляют менее 30 компаний. Второй причиной снижения темпов роста рынка многие эксперты называют повышение числа чрезвычайных происшествий в гражданской авиации, число которых в 2011 году превысило показатель года предыдущего вдвое (10 против 5 соответственно) — люди просто боятся летать.

С грузовыми перевозками тоже не все гладко. Выше отмечалось, что темпы роста этого направления почти не изменились, но эксперты отрасли сходятся во мнении, что они могли бы быть и выше, если бы не ценовой фактор — стоимость перевозки тонны груза в Европу почти на 50% выше справедливой цены на эти услуги.

Уцененное кресло

С ценообразованием на сегодняшнем рынке авиаперевозок вообще все довольно странно. При постоянном росте авиационных сборов и стоимости топлива цена билета если и не снижается, то растет весьма отстающими от роста расходов темпами. Первая причина такого положения дел состоит в том, что цена по‑прежнему остается основным инструментом конкурирования на рынке. Так что перевозчики просто не решаются на ее значительный рост. Вторая причина сильно связана с первой. Основным «законодателем моды» на низкие цены является «Аэрофлот», бизнес-модель которого предполагает транзитные маршруты через Москву. Иначе говоря, задача в том, чтобы собрать пассажиров со всей страны в одном аэропорту и оттуда уже производить «разлет» по иным направлениям. Все бы ничего, да толь-
ко это очень напоминает то, что было в конце 90‑х — начале 2000‑х, — в Красноярск из Владивостока через Москву, что при минимальном сроке стыковки рейсов (1 час) в лучшем случае давало около 15 часов в дороге. Соответственно, компании приходится держать низкие цены, чтобы обеспечить достаточную загрузку самолетов.

На прибыльности «Аэрофлота» это меж тем не сказывается. Оно и понятно: ведь он получает роялти от иностранных компаний, объем которых в 2010 году (данных за 2011 года найти не удалось) составил около 350 млн долларов при чистой прибыли примерно в 254 млн долларов. Справедливости ради стоит отметить, что около 40% этих денег «Аэрофлот» перечислил на помощь отрасли, но и то, что осталось, составило практически треть от чистой прибыли. А ведь кроме роялти «Аэрофлот» получает доходы от «пульных соглашений» с назначенными перевозчиками, которые в 2010 году превысили 8,7 млрд рублей.

Остальным перевозчикам хочешь не хочешь приходится подстраиваться под «лидера». В результате, по оценкам экспертов, сегодняшняя цена билета недотягивает до справедливой примерно процентов на 30. Такая ситуация привела к тому, что многие авиакомпании сегодня находятся в весьма непростом экономическом положении. При увеличении числа перевезенных пассажиров доход авиакомпании, по сути, не увеличивается. Таким образом, отрасль сегодня напоминает финансовую пирамиду, существование которой обеспечивается только за счет постоянного роста вала. А этот потенциал в ближайшее время может оказаться исчерпан: по оценке экспертов, в целом по рынку текущий спрос способен обеспечить загрузку рейсов лишь на уровне 50-60%. Практически стопроцентные показатели достигаются только на московском направлении, которое, правда, является и самым убыточным.

Ситуацию, между тем, вряд ли можно назвать критической — количество авиакомпаний, находящихся в тяжелых финансовых условиях, хоть и достаточно велико (в 2011 году к таким относилось 33 % эксплуатантов), но, во‑первых, постоянно снижается (в 2010 году этот показатель был на уровне 41 %), а во‑вторых, их доля рынка не превышает 17% и также постоянно падает.

Сохранять стабильность авиакомпаниям позволяют несколько факторов. Во-первых, далеко не все направления убыточны. Есть и так называемые доноры — направления, где есть по одному перевозчику с каждой стороны и существует дефицит мощностей. Во-вторых, авиакомпании, стремясь компенсировать потери на билетах, начинают обрастать иными бизнесами. Например, S7 имеет производственные мощности, продукцией которых пользуются и другие компании. И этот пример не единичен. Выяснить, какую долю в доходах авиакомпаний имеют эти непрофильные бизнесы, не удалось — предприятия отказались комментировать эту тему.

Дорогая малая

Если с магистральной авиацией все в порядке (хоть и весьма относительно), то происходящее в малой авиации уже позволяет назвать ситуацию критической. Вернемся к росту аварийности. Значительная часть аварий в 2011 году (32 %) произошла по причине отказа авиационной техники. Основным фактором, повлиявшим на этот показатель, стал возраст воздушных судов. В результате правительство РФ приняло решение о выводе из эксплуатации ряда самолетов. Коснулось это и ветерана малой авиации — Ан-24, который, как и прочие воздушные суда, не оборудованные системой оповещения сближения с землей, должен навсегда приземлиться в июне этого года. Проблема в том, что заменить оперативно весь парк Ан-24 (по стране их насчитывается 90) вряд ли удастся.

Во-первых, сыграет свою роль цена: воздушные суда, способные заменить Ан-24, стоят достаточно дорого. Прямой аналог — ATR-42 — стоит 15—18 млн евро; другой конкурент, 19‑местный L-410‑UVP-E20, стоит около 5,5 млн долларов. Таким образом, замена всего парка только этих самолетов встанет авиаторам в копеечку, которой у них может и не найтись. Дело в том, что, в отличие от магистральной авиации, тарифы малой регулируются государством, которое не оперирует рыночными понятиями. Так, например, в Красноярском крае тарифы были установлены три года назад и остаются неизменными. Красноярский аэропорт за это время дважды поднимал ставки, оба раза на 10%. Плюс стоимость тонны топлива выросла на 7 тыс. рублей (с 25 тысяч до 32).

Здесь, правда, правительство страны пошло навстречу «воздушным» бизнесменам, отменив таможенные пошлины на ввоз самолетов компоновкой до 50 кресел и объявив о готовности субсидировать часть стоимости воздушных судов (к тому же стоит учесть, что большая часть самолетов приобретается, как правило, в лизинг). Но даже при этом ситуация облегчается не намного. Проблема в сроках: концерн ATR на сегодня завален заказами на 5 лет вперед. Российских же самолетов, способных заменить Ан-24, на сегодня нет. Можно, правда, пойти по более дешевому пути оснащения уже эксплуатирующихся самолетов означенными выше системами контроля. Это выйдет намного дешевле — стоимость одной такой системы колеблется в интервале от 50 до 100 тыс. долларов в зависимости от типа судна.

Говоря о ситуации в малой авиации, эксперты не скрывают пессимизма: этот год станет кризисным — компании, которые заранее не обеспокоились модернизацией своего парка, будут вынуждены уходить с рынка. И этот процесс уже начался. Красноярску, правда, особо опасаться пока нечего. По крайней мере, если верить официальным источникам, которые недавно объявили, что для авиакомпании «КрасАвиа» в ближайшее время будут приобретены новые самолеты. Речь идет о пяти L-410‑UVP-E20 (19 мест) и десяти Cessna 206 (5 мест). Причем часть из них поступит уже в этом году. Получить комментарии «КрасАвиа» за период подготовки номера не удалось — заданные вопросы там оставили без ответов.

Автор: Евгений Волошинский, "Сфера влияния"

Фото пресс-службы аэропорта "Емельяново"

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярский край переходит на VoLTE: статистика Т2

Красноярск — T2, российский оператор мобильной связи, проанализировал динамику использования VoLTE клиентами в Красноярском крае. Уже 66% абонентов, чьи устройства поддерживают опцию, звонят в сети LTE. Сервис обеспечивает мгновенное соединение с собеседником, высокое качество звука и отсутствие посторонних шумов.

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году

Эксперт ВТБ дал прогноз по ключевой ставке на 2026 год

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Общество

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Рассказываем об умных технологиях OMODA C7 в автосалоне «Медведь Альянс»

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

В Красноярске

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

Иван Бобров рассказал о современных инструментах и подходах столичного надзора за городской землёй

Когда здоровье требует решительных действий

Общество

Когда здоровье требует решительных действий

Иногда момент для заботы о здоровье откладывать нельзя. И именно тогда на помощь приходит медицинский центр «Альмед», где сейчас действует специальное предложение.

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Общество

Михаил Малин: «Красноярск получит медицинский центр нового поколения»

Генеральный директор сети клиник MEDICA рассказал порталу Сибновостям о принципах работы, уникальных технологиях и миссии новой клиники в Красноярске, открытие которой состоится в сентябре

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Общество

Бразильские имплантаты Riellen’s: путь к идеальной улыбке за один день

Современные технологии помогают решить проблему отсутствия зубов раз и навсегда — речь идёт о зубных имплантатах

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Мама погибшего из-за бродячих собак мальчика в Красноярском крае попросила Путина отменить закон и не выпускать собак на улицы

Мама погибшего из-за бродячих собак мальчика в Красноярском крае попросила Путина отменить закон и не выпускать собак на улицы

Женщину поддержали местные жители, предлагающие составить коллективное письменное обращение

Стало известно, чье тело пролежало в машине под водой в Новосибирской области 12 лет

Стало известно, чье тело пролежало в машине под водой в Новосибирской области 12 лет

Автомобиль с останками найден на дне озера Плес

Как выбрать качественную красную икру для новогоднего стола: разъясняют эксперты

Как выбрать качественную красную икру для новогоднего стола: разъясняют эксперты

Красная икра давно стала неотъемлемой частью праздничного меню. Однако современный покупатель сталкивается с огромным ассортиментом, где не все товары отличаются достойным качеством. Специалисты Алтайского филиала ФГБУ «ЦОК АПК» (Россельхознадзор) подготовили рекомендации, которые помогут приобрести безопасный и вкусный продукт