Соединить провода
Красноярский рынок интернет-провайдинга близок к насыщению. Однако, несмотря на это, эксперты ожидают уже в ближайшее время появления новых игроков. Конкуренция среди операторов обострится еще больше, а мелкие провайдеры, скорее всего, уйдут с рынка.
Красноярский рынок интернет-провайдинга близок к насыщению. Однако, несмотря на это, эксперты ожидают уже в ближайшее время появления новых игроков. Конкуренция среди операторов обострится еще больше, а мелкие провайдеры, скорее всего, уйдут с рынка.
Полная чаша
Рынок широкополосного доступа в Красноярске продолжает развиваться, однако процесс этот в последнее время серьезно замедлился. Сегодня уровень проникновения ШПД в домохозяйства города составляет около 80 %, и расширять свою абонентскую базу операторам становится все сложнее. Проблемы с привлечением новых клиентов возникают прежде всего у мелких игроков, которые имеют не так много возможностей внедрять дополнительные сервисы. Развитие рынка, пусть и небольшое, достигается исключительно за счет крупных провайдеров. Так, по данным Красноярского филиала компании «Ростелеком», прирост рынка по количеству абонентов ШПД в 2011 году составил около 9 %. В группе компаний «Максима» отмечают, что в последние годы рост числа абонентов не превышает 10—15 % в год.
— Новыми пользователями интернет-провайдеров могут стать всего 20 % жителей Красноярска. Однако рынок по-прежнему активен за счет переходов от других провайдеров. Эта тенденция сохранится и в 2012 году, — считает директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Красноярске Евгений Шустов.
Это подтверждает и коммерческий директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Владимир Кубарев:
— У каждого оператора есть около 10—15 % абонентов, которые им недовольны. Вот эти люди и дальше будут переходить от одного провайдера к другому, однако их количество не такое большое, чтобы можно было говорить о серьезных изменениях в абонентских базах операторов.
Кроме того, почти все провайдеры стараются расширять свою аудиторию за счет пенсионеров, школьников и жителей новостроек.
— К нам приходят клиенты, которые раньше никогда не пользовались Интернетом. Только в прошлом году мы вместе с нашими партнерами обучили работе в Сети около 3,5 тыс. абонентов. Это абсолютно новая аудитория, причем она формируется зачастую без нашего вмешательства, — объясняет генеральный директор ООО «Мульти-нет» Владимир Белоглазов.
Дешевле не бывает
Одной из основных проблем в своей отрасли эксперты отмечают завышенные ожидания абонентов. С каждым годом Интернет для конечных потребителей становится все дешевле. При этом трафик верхнего уровня, который приобретают провайдеры, дешевеет непропорционально медленнее, а затраты на обслуживание сетей и вовсе растут. Чтобы не потерять клиентов, операторы разрабатывают пакетные предложения, расширяют линейки своих услуг, увеличивают скорости доступа и варьируют тарифы. Все это требует модернизации оборудования и, как следствие, больших инвестиций в развитие и на расширение и поддержание каналов передачи данных. Рентабельность провайдингового бизнеса как такового падает, однако поддерживать доходность на прежнем уровне позволяет развитие дополнительных услуг.
— Группа компаний «Максима» делает ставку на пакетные предложения — Интернет, кабельное или цифровое телевидение, ИП-телефонию, — объясняет Владимир Белоглазов. — Стоимость Интернета снижается, но средний чек растет за счет подключения новых услуг. Соответственно, сегодня ARPU (от англ. Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя. — «СВ») колеблется, как и раньше, в пределах 450—470 рублей в месяц.
Такой же позиции придерживаются и в компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»):
— Мы сейчас активно развиваем различные тарифные планы, которые объединяют не только домашний Интернет и ТВ, но и включают дополнительные опции (оборудование, подключение), — рассказали нам в «ВымпелКоме». — Например, около 20 % наших абонентов используют wi-fi-роутеры, и еще около 20 % хотели бы или собираются приобрести wi-fi-роутер в ближайшее время. На наш взгляд, это наиболее эффективный подход для повышения популярности комплексных услуг и донесения их преимуществ. Мы видим серьезный спрос на подобные конвергентные сервисы. Так, 99 % пользователей, подключающих ТВ, подключают еще и домашний Интернет.
Интеграция услуг и внедрение новых сервисов, скорее всего, и станут драйверами развития рынка. Пакетные предложения дают возможность предоставления объемных скидок и оплату услуг единым счетом в одном месте. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги — антивирусная защита, разнообразные внутрисетевые ресурсы.
— Сегодня уже совершенно очевидно, что гонка за расширение абонентской базы сменится на политику сохранения клиентов. Будут сделаны акценты на качество обслуживания клиентов и дальнейшее расширение спектра дополнительных услуг, развитие контента, — считает Владимир Кубарев.
Вторым по популярности среди услуг провайдеров (после безлимитного доступа в Интернет) является цифровое телевидение. В «Ростелекоме» отмечают, что только за 2011 год абонентская база IPTV выросла более чем в два раза. А вот услуги по передаче голоса в Сети по протоколу IP и кабельное телевидение теряют актуальность. Падение спроса на последнее обусловлено прежде всего устареванием технологии, низким качеством изображения и наличием альтернативных способов транслирования.
Ждут пополнения
Сегодня на территории Красноярска работают около 80 интернет-провайдеров. По оценкам экспертов, их количество колеблется от 60 до 100, точную цифру определить невозможно, так как лицензия на этот вид деятельности выдается на субъект Федерации и не ограничена границами поселения. Объем рынка ШПД в Красноярске оценивается примерно в 1 млрд рублей.
При этом ниши между основными игроками уже поделены, и приход новых провайдеров грозит серьезными изменениями на рынке. Однако избежать этого, похоже, не удастся. Абсолютно все эксперты сошлись во мнении, что крупные федеральные операторы в самое ближайшее время активизируются, начав развивать собственные сети ШПД.
— В настоящее время «МТС» оказывает услуги широкополосного доступа в Интернет для массового рынка в Норильске и Таймырском муниципальном районе, в Красноярске такой сервис мы предоставляем корпоративным клиентам, привлекая партнеров, — рассказывает директор филиала «МТС» в Красноярском крае Ольга Медведева. — Однако «МТС» планирует выходить на массовый рынок ШПД в Красноярске, сейчас мы рассматриваем и вариант приобретения провайдера, и вариант строительства собственной инфраструктуры. Конечный выбор будет сделан в пользу наиболее экономически выгодного проекта.
Другой представитель «большой тройки» — компания «Мегафон» пока от этой идеи отказалась, хотя и рассматривала вариант покупки какого-либо местного провайдера.
— Обладая развитой инфраструктурой волоконно-оптических линий по всей России и в частности в Сибири, «МегаФон» занимает значительную долю рынка ШПД как магистральный провайдер, предоставляющий свои каналы для оптовых покупателей, — объясняет менеджер по связям с общественностью Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Роман Ушаков. — Также мы провели предварительную оценку рынка ШПД в сегменте B2C. Но на сегодняшний день в силу различных причин сделок по покупке компаний, работающих в Красноярском крае с массовым потребителем в этом сегменте, осуществлено не было.
Очевидно одно: все федеральные провайдеры проводят активную политику по привлечению новых клиентов, которая проявляется в массовой рекламной поддержке, телемаркетинге и активных продажах. И конкуренция между ними достаточно жесткая. Сегодня в одном жилом доме или офисном здании Красноярска работают максимум пять провайдеров. В Москве их количество может доходить до десяти, и специалисты не исключают, что такие перспективы вполне реальны и для нашего города.
Играть по-крупному
Смогут ли в новых условиях выжить мелкие провайдеры — вопрос спорный. Эксперты убеждены, что процесс слияний и поглощений, начатый несколько лет назад, продолжится. Опыт успешного объединения нескольких компаний у красноярских операторов уже есть. Два года назад провайдеры «Аверс-Телеком», «Райт Сайд» и «Мульти-нет» объединились под единым брендом «Максима». Теперь абонентская база компании насчитывает около 70 тыс. человек, что вполне сопоставимо с базами крупных федеральных игроков.
— Процесс слияния у нас происходил несколько лет, — рассказывает Владимир Белоглазов. — Но мы изначально работали как партнеры, поэтому оценить, насколько объединение усилило наши позиции, невозможно. Зато теперь все три компании работают с одними тарифами, мы перестроили сети под единые стандарты. Брать еще кого-то под свое крыло мы не хотим, так как сейчас под наши технические требования никто не подходит, а покупать провайдера, сети которого придется заново перестраивать, бессмысленно и очень дорого.
Укрупнение игроков на рынке происходило и за счет приобретения компаний. Так, в начале прошлого года ОАО «Сибирьтелеком» (теперь является частью компании «Ростелеком») выкупило красноярского провайдера KrasLan, абонентская база которого оценивалась примерно в 22 тыс. человек. Еще раньше ЗАО «Компания ТрансТелеКом» стало владельцем известного красноярского провайдера Vzletka.net (ООО «Трон-Плюс»). И это явно не последняя сделка на рынке: почти все из опрошенных нами экспертов признались, что предложения продать компанию им поступали.
— Не буду скрывать, что нам предлагали «продаться», — делится Владимир Белоглазов. — Но нам сейчас интересно развиваться, а не избавляться от своего бизнеса. Мы четко понимаем, в каком направлении нужно дальше двигаться, и видим, что сейчас вполне успешно можем конкурировать даже с федеральными игроками, так что пока этот вопрос для «Максимы» не актуален. Другое дело, что процесс слияний и поглощений, как мне кажется, все равно продолжится за счет других местных провайдеров.
— Насколько активно компании будут скупаться, зависит от того, как быстро смогут договориться продавец и покупатель, — считает Владимир Кубарев. — Но в любом случае, я думаю, скоро мы узнаем о новых сделках.
Наталья Алексеева / иллюстрации Сергей Орехов, журнал "Сфера влияния" №6 (44)