Что читать, смотреть и слушать. Глупые французы, старые панки и пенсионеры с собачкой
Культурные впечатления последней (23-30 число) апреля.
О кино как-то нечего говорить. Глупейшая французская комедия «Право на «лево», автором идеи которой стал актер Дюжарден (тот самый, которому дали «Оскара» за главную роль в «Артисте»). Альманах из нескольких историй о супружеских изменах. Вывод: чтобы не изменять женам, французским мужьям лучше всего стать гомосексуалистами (что и происходит с главными героями). Как-то это... Если это юмор, то какой-то больной специфический.
Вышел «Защитник» с Джейсоном Стэтхемом. Стэтхем, помяните мое слово, лет через пять будет круче Брюса Виллиса. Потому что время такое. О том, что в мире есть этническая мафия, коррупция, насилие над женщинами, корпоративный идиотизм и продажные полицейские, скоро можно будет говорить (политкорректность!) только в боевиках класса «В», звездой которых как раз и является Стэтхем. Юрий Гладильщиков в «Московских новостях» очень верно заметил, что Стэтхему приходится говорить о вещах, о которых говорить не принято, и уже одно это способно превратить записного экранного громилу в хорошего драматического актера. Что же до «Защитницы»... Ну что, сюжет опять построен на том, что герой Стэтхема спасает какую-то особу женского пола — на этот раз гениальную китайскую девочку, проникшую в тайны китайской же мафии. Кто Стэтхема любит, тому сюжет по барабану, фильм-то явно (за отсутствием явных конкурентов) соберет самую большую кассу уикэнда.
«Морской бой» я досмотреть не смог. Это даже хуже недавнего «Джона Картера». Если в «Картере» была хоть какая-то литературная первооснова, книга для подростков, пусть и написанная сто лет назад, в «Морском бое» нет и того. Есть певица Рианна — она, к слову, недавно вместе с Алексеем Навальным вошла в список ста самых влиятельных персон мира по опросу журнала Time, так почему бы и не дать ей сняться в роли отважной морячки? «Морской бой» придуман плохо, сюжет дурацкий, и еще раздражает Лайм Нисон. Ему, похоже, без разницы, кого играть — только что он появился в картонном триллере «Схватка» и в невыносимом даже по голливудским меркам «Гневе Титанов», но роль адмирала в «Морском бое» - это еще хуже. Даже не верится, что когда-то Нисона номинировали на «Оскар» за лучшую роль в «Списке Шиндлера». А сейчас... печально на него смотреть.
*
В «Букве» купил отличную книжку - «Самвел, Няма и собака Точка» Ильи Штемлера. Штемлер — это наш российский Артур Хейли. Вернее, советский: лет 30 назад он перенял творческий метод американского писателя. Если собирался писать роман про универмаг — устраивался продавцом в универмаг. Хотел написать про архив — устраивался работать в архив. И так, работая, изучал закулисную жизнь, а потом выдавал романы, которые до сих пор интересно перечитывать - «Поезд», «Универмаг», «Таксопарк»... В 90-е Штемлер решил писать о коммерсантах, но как-то неудачно у него выходило. А новая книга — она вообще не похожа на известные романы Штемлера. Это история двух питерских пенсионеров. Живет себе в коммунальной квартире бывший инспектор порта Няма (Наум), в соседней комнате — беженец из Баку армянин Самвел. И еще у них есть собака Точка, вокруг которой, собственно, все действие и крутится. Неожиданный для книг Штемлера мягкий юмор, которым подсвечены, в общем-то, довольно страшноватые истории жизни двух пожилых людей, у которых на склоне жизи не осталось никого, кроме дворняжки. В общем-то, о пенсионерах у нас сейчас писатели редко пишут, а это (не писатели, а пенсионеры) как-никак самая многочисленная группа населения. И книга Штемлера — тот самый случай, когда о пенсионерах говорят без надрыва, без истерики и проклятий. Хорошая, умная, добрая (может, это слово здесь не совсем к месту, но ощущение именно такое) книга.
*
Зато на неделе много музыкальных премьер. Неутомимый Дэмон Албарн, который, такое впечатление, каждый месяц записывает по пластинке, причем с разными музыкантами, представил свой новый опус — фолк-оперу Dr.Dee, о жизни ученого-алхимика 16 века. Это именно опера, с вступлением, сольными партиями, сюжетом... Не зная английского, вряд ли в ней можно что-то понять. Музыка в «Докторе Ди» тоже, как бы это сказать, не совсем похожа на другие проекты Албарна — Blur там или Gorillaz. В общем, могу предположить, что вряд ли эта работа Албарна окажется чрезвычайно популярной в России.
Вот о ком точно не забудут, так это о Мэрилине Мэнсоне — пожалуйста, новый альбом, называется Born Villain, вышел только что. И сразу скандал: что-то там великий и ужасный Мэнсон, знаменитый провокатор, не то спел, я не вникал особенно, что именно, потому что альбом послушал и убрал в дальнюю папку. Ничего нового по сравнению с его предыдущими записями нет. Для поклонников — самое то, остальные запомнят разве что скандалы. Мэнсон умеет, что говорить, раздавать «пощечины общественному вкусу», но сказать, что он прогрессирует музыкально — увы.
А с обложек свеженьких выпусков музыкальных журналов уже улыбается Джон Лайдон — он же Джонни Роттен, главная фигура панк-революции 70-х. Во-первых, в эти дни отмечается 35-летний юбилей «рождения панк-рока» в Британии, и ветераны движения, кряхтя и скрипя суставами, вспоминают минувшие дни. Во-вторых, Джон Лайдон снова в строю! Выходит первый за 20 лет новый альбом его группы PIL (Public Image Limited). И хотя голос у Лайдона теперь сиплый и тихий — таким примерно голосом на митингах поет советские песни Эдуард Лимонов. Впрочем, Лайдон с Лимоновым почти ровесники — Лайдону седьмой десяток уже. А вот песни его новые слушать тем не менее интересно. Это вам не Мэрилин Мэнсон. Мастерство не пропьешь.
Фото: кадр из фильма "Защитник"