Эффективность российской власти и модернизация
Выборы закончены, и теперь настало время поговорить об одной из самых главных проблем современной России, да и всего мира — эффективности государственного управления. Сегодня во многих странах независимо от формы и остроты выражения недовольства людей мы наблюдаем протесты против неэффективности власти.
Выборы закончены, и теперь настало время поговорить об одной из самых главных проблем современной России, да и всего мира — эффективности государственного управления. Сегодня во многих странах независимо от формы и остроты выражения недовольства людей мы наблюдаем протесты против неэффективности власти.
У так называемых арабских революций и акций типа «оккупируй Уолл-стрит» в развитых странах есть одна общая особенность. Это всегда протест против старой, доставшейся в наследство от предыдущего века системы организации власти, не способной быстро и эффективно реагировать на вызовы очень быстро меняющегося мира. Я не беру в расчет акции, спровоцированные в геополитических и иных целях.
В разных странах у протестующих примерно одинаковые причины, заставляющие людей выйти на улицы. Попробуем идентифицировать их:
— оторванность власти от общества и нерешенность большого количества насущных проблем;
— популизм и отсутствие стратегического лидерства;
— невовлеченность так называемого креативного класса в процесс выработки государственных решений;
— отсутствие или недостаточная прозрачность системы социальных лифтов, позволяющей талантливым людям во всех сферах реализовывать свой потенциал;
— отсутствие ясных критериев оценки эффективности власти;
— голосования один раз в несколько лет за того или иного лидера или партию оказывается недостаточно, чтобы граждане могли выразить удовлетворенность их политикой и повлиять на нее.
А потому власти просто не доверяют.
Мир находится в стадии системного кризиса старой модели управления. Изменившиеся реалии не помещаются в прежнюю оболочку организации общественных институтов и отношений. В рамках старой модели невозможно решить существующие в обществе проблемы. А значит, нужны инновации в сфере государственного управления, необходимо использование самых современных информационных и управленческих технологий. Такая ситуация характерна сейчас для очень многих стран мира.
В России проблема эффективности государственного управления является исторической. Два традиционных российских вопроса — «кто виноват?» и «что делать?» — говорят об изначальной неэффективности решения проблем в прошлом и отсутствии ответа на вопрос, что нужно сделать для исправления ситуации.
Отсутствие эффективной системы государственного управления приводит к повышенной зависимости от лидера страны или региона. Во времена успешного лидерства Россия с ее мощнейшим потенциалом образованного, креативного населения совершала немыслимые для других стран прорывы в своем развитии. Правда, такие прорывы очень дорого обходились стране и конкретным людям, а после них наступало осознание цены успеха и длительные периоды застоя.
Насколько эта проблема актуальна для нас сегодня? Можно ответственно сказать, что без ее решения невозможно достичь ни одной из поставленных целей в области социальной или экономической политики. Черномырдинское «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» прекрасно отражает эффективность реализации планов власти и разницу между постановкой цели и ее достижением.
Что же нужно сделать для разрыва этой негативной исторической цепи и ситуации так называемого плохого отбора, когда одно неправильное решение или кадровая ошибка влечет за собой целую серию негативных решений впоследствии?
Ответ у нас есть. Нам не надо пытаться безуспешно повторять опыт развитых стран в сфере управления. Тем более что для них сегодня, хотя и в меньшей степени, характерны те же проблемы, что и для нас. Нам необходимо внедрять принципиально новую управленческую модель, основанную на максимальном вовлечении граждан страны во все стадии принятия важнейших государственных решений на федеральном и региональном уровнях.
Краудсорсинг — власть гражданского разума
Сегодня стало очевидным, что прорыв в области эффективности и качества работы государства возможен, если вовлекать в работу энергию, активность, интеллект наших неравнодушных граждан. Другого ресурса в сфере управления у нас нет, но запасы социальной энергии и гражданского разума в нашей стране огромны и не уступают потенциалу развитых стран. Наши граждане могут справиться с задачами любой сложности.
Поэтому мы должны ставить вопрос о смене парадигмы деятельности институтов государства, о необходимости управленческой революции, в которой гражданская активность, экспертиза, контроль станут неотъемлемой частью всех процессов и этапов формирования государственных решений.
Властные структуры должны не просто развернуться лицом к обществу — эти призывы мы много раз слышали. Речь идет о реальном и широком включении неравнодушных и компетентных граждан непосредственно в процессы управления в качестве народных экспертов, то есть соучастников и соавторов государственных решений.
Для того чтобы институты государства всех уровней совместно со всеми неравнодушными гражданами работали эффективно и продуктивно, необходимо выполнить два условия. Во-первых, нужна политическая воля. Во-вторых, нужны современные, высокотехнологичные системы. Их использование уже возможно на основе интернета. Такие системы существуют в виде инновационных разработок и за рубежом, и у нас, в России.
В последние годы возник новый класс инновационных сетевых систем, объединенных названием «краудсорсинг». Это слово обозначает новейший подход к методологии решения задач любой сложности и любого характера с использованием мудрости миллионов людей.
Суть краудсорсинга в том, что к решению предельно четко сформулированной задачи привлекается как можно больше неравнодушных людей. Их работу надо организовать так, чтобы решение было найдено. На основе методологии краудсорсинга мы можем создать новую модель государственного управления — модель ХХI в. Эта цель амбициозна, но вполне достижима. Любая система на основе краудсорсинга включает в себя четыре этапа:
— вовлечение неравнодушных граждан в процесс решения задачи;
— организацию и стимулирование генерирования предложений;
— отбор лучших предложений силами самих участников;
— селекцию лучших участников на основе их вклада в решение задачи.
Эти четыре «кита» краудсорсинга различным образом реализуются в виде специальных сетевых программных платформ для разных типов задач. Создание этих краудсорсинговых платформ в ближайшие 10-15 лет будет одним из основных мировых трендов развития информационных технологий, а также технологий корпоративного и государственного управления. И мы должны оказаться лидером в этой области.
Новая модель государственного управления
Процесс государственного управления можно условно разделить на пять этапов, которые вполне можно трансформировать с использованием краудсорсинга.
1. Определение целей, которых мы хотим достичь, то есть ответ на вопрос, что будем делать. С помощью краудсорсинговых технологий мы вместе можем находить проблемы, которые в наибольшей степени волнуют людей, и определять цели деятельности власти на всех уровнях. Тем самым ликвидируется разрыв в видении власти и потребностях людей.
2. Поиск наиболее эффективных решений проблемы: как мы будем действовать.
Новые технологии позволяют привлекать к обсуждению и поиску наиболее оптимальных решений не только экспертное сообщество, но и всех граждан, проявивших к этому интерес. Здесь достигается еще один важнейший для успешной реализации преобразований эффект — вовлечение граждан в процесс выработки и принятия порой очень непростых решений, давая дополнительную политическую легитимность правительству. Публичный процесс нивелирует противодействие клановых профессиональных групп «интересантов» сохранения текущей ситуации, заставляя их спорить публично — и не с одним лицом правительства, а с профессиональным сообществом и гражданами.
3. Поиск лучших кандидатур на ключевые посты в системе государственного управления: кто будет выполнять поставленные задачи. На основе последних разработок по оценке деловых качеств руководителей возможно построить набор требований к менеджерам всех уровней и отбирать для работы в госорганах талантливых специалистов, показавших наилучшие результаты при оценке. При этом доступ к тестированию в режиме онлайн могут получить все желающие, имеющие необходимое образование и опыт. Это решает один из наиболее актуальных вопросов создания потока людей для обновления управленческих кадров и создает прозрачную систему социальных лифтов на госслужбе.
4. Определение критериев достижения целей, то есть прозрачные, публично установленные параметры оценки качества того, что делаем. Если любой процесс не описан и не измерен, то он неуправляем. Граждане и власть вместе должны обсуждать и устанавливать промежуточные и конечные ключевые показатели эффективности деятельности органов власти.
5. Оценка людьми результатов деятельности власти, то есть обратная связь и удовлетворенность. Ежегодно публично должны подводиться итоги достижения целей, и с помощью краудсорсинговых технологий непосредственно сами граждане должны определять эффективность руководителей и влиять на их деятельность, не дожидаясь очередных выборов. А для руководителей обратная связь является компасом для поддержки популярности и успеха.
Революция для креативного класса
Убежден, что внедрение новой модели обеспечит России прорыв в эффективности модернизации страны, рост экономики и благосостояния граждан, снижение социальной напряженности и улучшение социального настроения, повышение авторитета России в мире. Кроме того, это полностью соответствует озвученной в процессе выборов позиции Владимира Путина.
Важнейшим результатом практики применения этой системы станет формирование большого сообщества «народных экспертов» из числа лучших участников.
Мировая практика показывает, что в любых коллективных творческих работах лучшими (креативными, продуктивными, результативными и т. д.) оказываются около 6% участников. Следовательно, в будущем в России может быть идентифицирован реальный креативный класс в количестве нескольких миллионов человек. Именно этот настоящий креативный класс может стать главным источником формирования новой российской элиты, а его лучшие представители могут составить конкурентный кадровый резерв для институтов государственного управления. Так возникнет реальный инструмент обновления и повышения качества контингента государственных управленцев.
Широкое и регулярное применение новой модели государственного управления приведет к улучшению социальной атмосферы в стране. Наиболее активные и талантливые получат возможность самореализации и попадания в социальные лифты.
Государственная политика, основанная на широком применении новой модели, приведет к фундаментальным социальным сдвигам. Сократится дистанция и снизится отчужденность между властью и обществом. Появится возможность карьерного роста для талантливых управленцев в прозрачной системе социальных лифтов. Усилится ответственность институтов государственного управления за достигнутые результаты, изменится морально-этический климат внутри этих институтов.