Реклама пива: быть или не быть

Реклама пива: быть или не быть

Интервью с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Еленой Каминской.

Интервью с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Еленой Каминской.

Случай: поскольку жизнь столкнула меня с необходимостью мало-мальски разбираться в антимонопольном законодательстве и законодательстве о рекламе, я немного удивилась, когда в конце июля заметила, что ничего не поменялось на фасадах пивных магазинчиков рядом с домом (а их целых 3!) – на них красовалась реклама разных сортов пива. Не удержалась и поинтересовалась у продавца, будут ли что-нибудь менять в связи с изменениями в Законе о рекламе? На что был дан лаконичный ответ: «Первый раз о таких изменениях слышим. Ничего не знаем…».

Все мы с детства знакомы с тем утверждением, что незнание закона не освобождает от ответственности. Когда 1 июля 2012 года хмельной напиток, пользующийся особым спросом в летнее время, – пиво приравняли к алкоголю, изменились и законные нормы для рекламы этого алкогольного продукта. Изменения вступили в силу 23 июля 2012 года. О них мы и поговорим с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России Еленой Каминской.

А.Д.: Елена, для начала вопрос, как антимонопольное ведомство связано с рекламной сферой?
Е.К.: Это просто. Одним из направлений, в котором ведет работу Федеральная антимонопольная служба, является надзор за соблюдением законодательства «О рекламе». Говоря по-простому, ФАС (помимо надзора за «монополистами») следит и за конкурентами на разных рынках, за теми приемами, которыми пользуются хозяйствующие субъекты, чтобы привлечь к себе потребителей. А реклама, несомненно, один из таких приемов. В Кемеровском УФАС России таким надзором занимается отдел рекламы и недобросовестной конкуренции и, собственно, я, как начальник отдела.

А.Д.: Этим летом вступили в силу поправки в закон о рекламе, связанные с рекламой пива. Что должно измениться во внешнем облике города?
Е.К.: Что касается именно внешнего городского убранства, то в первую очередь реклама алкогольной продукции не должна размещаться на общественном транспорте, на наружных рекламных конструкциях и на расстоянии ближе, чем сто метров от детских, образовательных, медицинских, военных, спортивных и культурных учреждений. Сюда относятся театры, цирки, музеи и так далее.
Еще хочу заметить, что изменения коснутся не только «городского пейзажа», но и печатных изданий, телевидения и радио.

А.Д.: Впечатление создается, что пространство для рекламы алкоголя Законом не отведено вовсе.
Е.К.: Это не так. Новая часть статьи 21 Закона «О рекламе» разрешает рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов в печатных изданиях (но с некоторыми ограничениями), в стационарных торговых точках розничной продажи алкогольной продукции, в дегустационных залах таких торговых объектов и в сети «Интернет».

А.Д.: Вероятно, есть и дополнительные условия для рекламы алкоголя?
Е.К.: Я бы выделила два основных. Во-первых, реклама такой продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Причем, такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади. И, во-вторых, проведение промо-акций и презентаций алкоголя теперь возможно только в специально отведенных для этого дегустационных залах магазинов.

При этом хочу еще раз напомнить организаторам таких акций, что привлекать к участию несовершеннолетних, а тем более предлагать им образцы запрещено!

А.Д.: Как практически повлияет на нашу жизнь изменение в законодательстве?
Е.К.: Будет меньше навязчивой рекламы алкоголя!

А.Д.: Можно сказать об изменениях в Кемерово уже сейчас?
Е.К.: Безусловно, можно! Реклама алкогольной продукции (в том числе пива) исчезла из теле- и радио- эфира. Добросовестные хозяйствующие субъекты сняли и наружную рекламу. В отношении «недобросовестных» уже возбуждены и будут рассмотрены дела.

А.Д.: Что последует, если факт нарушения будет признан?
Е.К.: В таком случае хозяйствующему субъекту предпишут устранить нарушение и будет возбуждено административное производство – а это штраф от 100 до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.

А.Д.: Считаете, реакция жителей области и города будет положительной?
Е.К.: Считаю, да! До последнего времени обилие рекламы алкоголя в СМИ, в Интернете и на улице наводило только на пугающую мысль о том, что подрастающее поколение воспринимает такое положение вещей, как должное. И не будем заблуждаться насчет отсутствия пивного алкоголизма или хуже, подросткового. Но эту тему оставим медикам. Главное (что подтверждает статистика опроса с сайта Кемеровского УФАС России www.kemerovo.fas.gov.ru) большинство опрошенных нами считают, что рекламы алкоголя слишком много. А значит все, что мы делаем – не зря.

Вместо заключения, вернусь к «истокам» статьи. Торопясь на работу, пробегаю мимо пивных магазинов у дома и останавливаюсь у одного – настолько кардинально поменялся фасад здания. Никаких названий, марок и сортов. Узнать, всеми ли так соблюдаются нормы закона или нет – вот задача антимонопольщиков.
Мне вспомнились слова Елены Каминской, сказанные после интервью, о том, какой «фронт работ» предстоит охватить отделу рекламы Кемеровского УФАС России и захотелось пожелать нам всем (а особенно сотрудникам антимонопольного ведомства) удачи и терпения.

Анна Дрешер

Фото: пресс-служба УФАС по Кемеровской области

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

На комбинате «Волна» подвели итоги работы  за шесть месяцев 2024 года

На комбинате «Волна» подвели итоги работы за шесть месяцев 2024 года

Объем отгрузки вырос на 7% к уровню первого полугодия 2023-го

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

Эксперты сервиса помогут выбрать подходящую машину

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

12 июля ВТБ начал выдачу обновленной «семейной» ипотеки

Как работает система страхования вкладов

Как работает система страхования вкладов

Система страхования вкладов (ССВ) – это один из важнейших механизмов регулирования финансового сектора

Красноярский цементный завод подвел итоги  работы за шесть месяцев 2024 года

Красноярский цементный завод подвел итоги работы за шесть месяцев 2024 года

За период с января по июнь предприятие выпустило 323,5 тыс. тонн цемента

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Перед заседанием Банка России сразу несколько крупных банков поднимут ставки по вкладам

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

В январе-июне почти половина заемщиков купили машины китайского производства

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

Ставки на новых условиях выросли от 0,3% до 0,6% годовых

ФОТОРЕПОРТАЖ >

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

Рассказываем, что можно посмотреть. Фото: © Александр Черных / Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

Выставка проходит в рамках медиафорума «Енисей РФ».

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

Вечер завершился кинопоказом под открытым небом

Директор красноярского театра Пушкина выиграл в лотерею почти 3 млн рублей

Директор красноярского театра Пушкина выиграл в лотерею почти 3 млн рублей

В лотерее Пётр Аникин участвует несколько лет

СТАТЬИ >

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

«Никому не интересно, где ваш чумичурик прячется». Овечкин раскритиковал красноярских мужчин в коротких шортиках

«Никому не интересно, где ваш чумичурик прячется». Овечкин раскритиковал красноярских мужчин в коротких шортиках

Стилист долго молчал и терпел, но решил донести до общественности, что именно следует прикрыть