Реклама пива: быть или не быть

Реклама пива: быть или не быть

Интервью с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Еленой Каминской.

Интервью с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Еленой Каминской.

Случай: поскольку жизнь столкнула меня с необходимостью мало-мальски разбираться в антимонопольном законодательстве и законодательстве о рекламе, я немного удивилась, когда в конце июля заметила, что ничего не поменялось на фасадах пивных магазинчиков рядом с домом (а их целых 3!) – на них красовалась реклама разных сортов пива. Не удержалась и поинтересовалась у продавца, будут ли что-нибудь менять в связи с изменениями в Законе о рекламе? На что был дан лаконичный ответ: «Первый раз о таких изменениях слышим. Ничего не знаем…».

Все мы с детства знакомы с тем утверждением, что незнание закона не освобождает от ответственности. Когда 1 июля 2012 года хмельной напиток, пользующийся особым спросом в летнее время, – пиво приравняли к алкоголю, изменились и законные нормы для рекламы этого алкогольного продукта. Изменения вступили в силу 23 июля 2012 года. О них мы и поговорим с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России Еленой Каминской.

А.Д.: Елена, для начала вопрос, как антимонопольное ведомство связано с рекламной сферой?
Е.К.: Это просто. Одним из направлений, в котором ведет работу Федеральная антимонопольная служба, является надзор за соблюдением законодательства «О рекламе». Говоря по-простому, ФАС (помимо надзора за «монополистами») следит и за конкурентами на разных рынках, за теми приемами, которыми пользуются хозяйствующие субъекты, чтобы привлечь к себе потребителей. А реклама, несомненно, один из таких приемов. В Кемеровском УФАС России таким надзором занимается отдел рекламы и недобросовестной конкуренции и, собственно, я, как начальник отдела.

А.Д.: Этим летом вступили в силу поправки в закон о рекламе, связанные с рекламой пива. Что должно измениться во внешнем облике города?
Е.К.: Что касается именно внешнего городского убранства, то в первую очередь реклама алкогольной продукции не должна размещаться на общественном транспорте, на наружных рекламных конструкциях и на расстоянии ближе, чем сто метров от детских, образовательных, медицинских, военных, спортивных и культурных учреждений. Сюда относятся театры, цирки, музеи и так далее.
Еще хочу заметить, что изменения коснутся не только «городского пейзажа», но и печатных изданий, телевидения и радио.

А.Д.: Впечатление создается, что пространство для рекламы алкоголя Законом не отведено вовсе.
Е.К.: Это не так. Новая часть статьи 21 Закона «О рекламе» разрешает рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов в печатных изданиях (но с некоторыми ограничениями), в стационарных торговых точках розничной продажи алкогольной продукции, в дегустационных залах таких торговых объектов и в сети «Интернет».

А.Д.: Вероятно, есть и дополнительные условия для рекламы алкоголя?
Е.К.: Я бы выделила два основных. Во-первых, реклама такой продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Причем, такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади. И, во-вторых, проведение промо-акций и презентаций алкоголя теперь возможно только в специально отведенных для этого дегустационных залах магазинов.

При этом хочу еще раз напомнить организаторам таких акций, что привлекать к участию несовершеннолетних, а тем более предлагать им образцы запрещено!

А.Д.: Как практически повлияет на нашу жизнь изменение в законодательстве?
Е.К.: Будет меньше навязчивой рекламы алкоголя!

А.Д.: Можно сказать об изменениях в Кемерово уже сейчас?
Е.К.: Безусловно, можно! Реклама алкогольной продукции (в том числе пива) исчезла из теле- и радио- эфира. Добросовестные хозяйствующие субъекты сняли и наружную рекламу. В отношении «недобросовестных» уже возбуждены и будут рассмотрены дела.

А.Д.: Что последует, если факт нарушения будет признан?
Е.К.: В таком случае хозяйствующему субъекту предпишут устранить нарушение и будет возбуждено административное производство – а это штраф от 100 до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.

А.Д.: Считаете, реакция жителей области и города будет положительной?
Е.К.: Считаю, да! До последнего времени обилие рекламы алкоголя в СМИ, в Интернете и на улице наводило только на пугающую мысль о том, что подрастающее поколение воспринимает такое положение вещей, как должное. И не будем заблуждаться насчет отсутствия пивного алкоголизма или хуже, подросткового. Но эту тему оставим медикам. Главное (что подтверждает статистика опроса с сайта Кемеровского УФАС России www.kemerovo.fas.gov.ru) большинство опрошенных нами считают, что рекламы алкоголя слишком много. А значит все, что мы делаем – не зря.

Вместо заключения, вернусь к «истокам» статьи. Торопясь на работу, пробегаю мимо пивных магазинов у дома и останавливаюсь у одного – настолько кардинально поменялся фасад здания. Никаких названий, марок и сортов. Узнать, всеми ли так соблюдаются нормы закона или нет – вот задача антимонопольщиков.
Мне вспомнились слова Елены Каминской, сказанные после интервью, о том, какой «фронт работ» предстоит охватить отделу рекламы Кемеровского УФАС России и захотелось пожелать нам всем (а особенно сотрудникам антимонопольного ведомства) удачи и терпения.

Анна Дрешер

Фото: пресс-служба УФАС по Кемеровской области

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Оператор Т2 увеличил скорость 4G-интернета в Дивногорске

Оператор Т2 увеличил скорость 4G-интернета в Дивногорске

Красноярск – T2, российский оператор мобильной связи, ускорил 4G-интернет в Дивногорске с помощью рефарминга. Благодаря перераспределению частот между 3G и 4G клиенты компании получили еще более быстрый интернет и более стабильное покрытие сети.

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

Завод продолжает инвестиции в модернизацию и экологическую безопасность, обеспечивая стабильность производства и социальную поддержку сотрудников

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Общество

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Если вы давно задумывались о светлой, ухоженной и гармоничной улыбке, конец года — хороший момент сделать шаг к ней и начать новый этап с уверенностью в себе

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Общество

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Разбираемся, чем же отличается стоматология MEDICA и почему сюда записываются даже те, кто годами избегал кресла стоматолога

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Общество

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Качественная диагностика – это не про цену, а про последствия. Если вы получаете точный диагноз с первого раза, вы экономите время, силы и здоровье

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

В Красноярске

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

Участие в мероприятии приняли больше ста человек

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Красноярский край стал одним из лидеров Национальной премии «Безопасный город»

Красноярский край стал одним из лидеров Национальной премии «Безопасный город»

Регион получил четыре награды: «золото», «серебро» и две «бронзы»

Роковая ошибка в тайге: крионист представил версию пропажи семьи Усольцевых

Роковая ошибка в тайге: крионист представил версию пропажи семьи Усольцевых

Эксперт считает, что трагическое исчезновение семьи в Красноярском крае могло быть вызвано паникой, переохлаждением и фатальной недооценкой опасности холода

Гороскоп на 24 декабря

Гороскоп на 24 декабря

Рассказываем, что предсказывают звезды

Сергей Верещагин стал главой Красноярска

Сергей Верещагин стал главой Красноярска

Его кандидатуру утвердил горсовет