ГУП "Тывамолоко", которое доживает последние дни
На «Тывамолоко» делают ставку на частника. В республике это неиссякаемый источник сырья. Но чтобы подвести его русло к заводскому конвейеру надо сделать очень много. Надо проработать рациональную логистику, чтобы доставлять молоко с меньшими затратами из всех населенных пунктов и стоянок
Кажется, еще Генри Форд, тот самый, кто изобрел конвейер, сказал, что движущей силой прогресса является конкуренция. Жестоки правила игры в капиталистическом мире, здесь все по Дарвину – выживает сильнейший.
Может, в этом причина того, что предприятия, неплохо чувствовавшие себя в «тепличных» условиях административно-командной экономики, где их холили, лелеяли и баловали, финансировали независимо от результатов деятельности, моментально развалились, как только попробовали встать на капиталистические рельсы, когда «для галочки» работать оказалось мало. Неожиданно заказчику стал важен результат, заключающийся именно в качестве производимого продукта или услуги.
Для таких «борьба за выживание» оказалась проигранной. Законами «жестокой» капиталистической экономики они оказались выброшены на «свалку истории».
Посчитаем, сколько таких предприятий с момента начала перестройки пришли к краху только в нашей Туве? Скольких людей они оставили без работы? А если считать по России?
Но в республике все же есть предприятия, которые, какое-то время продержавшись на государственной поддержке, все же смогли адаптироваться в новом экономиче-ском порядке. Это, в частности, ГУП «Тыва-молоко».
Как рассказывают его работники, во время перестройки завод чуть было не рухнул – сильно сократилось производство продукции, враз исчезли собственные оборотные средства. Долгое время он стоял на краю гибели. Его продукция была не способна конкурировать с «молочкой», хлынувшей в регион из-за хребтов Саян. «Забугорные» коллеги уже с середины 90-х упаковывали свою продукцию в практичные и дешевые «тетрапаковские» емкости, а наши «молочники» продолжали разливать продукцию в непрактичные полиэтиленовые пакеты – один прокол и покупки как не бывало. Но предприятие смогло выжить и даже развиться, а его продукция заняла свою нишу на полках наших магазинов. Сейчас о «лихих девяностых» в ГУПе напоминает разве что закрытая алюминиевой стеной пустая часть помещения цеха.
– На данном этапе, помимо пастеризации и упаковки молока, мы занимаемся производством кисломолочных продуктов, – рассказывает заместитель директора по производству Галина Вараксина. – Это, прежде всего, кефир, снежок, сметана, масло и творог. Помимо этого, в нашем цеху производят продукты тувинской национальной кухни. Например, быштак.
Основными поставщиками сырья для предприятия Вараксина, называет ООО «АПК Тува-Холдинг», МУП « Каа-Хем». Так же ГУП активно работает и с частниками.
Несмотря на то, что продукция ГУПовцев поставляется в некоторые столичные магазины, все же основными «точками сбыта», по словам замдиректора, до сих пор остаются бюджетные учреждения: районные и городские больницы, школы и детские сады. И это, скорее, плохо, чем хорошо, потому что указывает на ограниченность клиентской базы.
Но сейчас полным ходом идет подготовка к акционированию предприятия, ведется аудиторская проверка. То есть «Тывамолоко» как ГУП доживает последние дни и стоит на пороге новой жизни.
По мнению ГУПовцев, единственное, что не дает им возможности интенсивнее работать именно с магазинами, это неконкурентноспособность их упаковки. Мягкие пакеты, в которые по-прежнему упаковывается продукция предприятия, речь идет не только о сыре и твороге, но и молоке, кефире и снежке, как уже писалось выше, проигрывает в надежности «засаянскому» ТетраПаку.
Но, по словам зам директора, эту проблему можно считать почти решенной.
– Сейчас закуплено довольно дорогое оборудование для розлива жидких продуктов в пластиковые бутылки, – не без гордости заявляет она, – ждем последний станок для выдува бутылок и запускаем розлив нашей продукции в пластиковую тару.
Пока же оборудование стоимостью в 6 млн. рублей скромно ютится в углу цеха.
Кстати, не лишне добавить, что предприятие так и не отходит от своего главного принципа – производить свой товар без применения консервантов и пищевых добавок. Конечно, такая технология сокращает срок хранения продуктов, но идут на это здесь осознанно: покупатель всегда отдает предпочтение «живому» молоку. Для здоровья оно ценнее.
Эта тактика дает плоды и в рублевом исчислении. По словам главного бухгалтера ГУПа Анюты Монгуш, в день предприятие реализует продукции на 100 тысяч рублей.
– Чистая прибыль нашего предприятия за прошедший год составила 630 тыс. рублей, – не стесняется она посвящать в коммерческие тайны предприятия. Впрочем, у ГУПов для прессы их быть не должно. Поделилась она и другой служебной тайной: сейчас экономисты и технологи просчитывают возможность освоить выпуск так называемых сывороточных напитков.
Новую жизнь предприятию приходится начинать в условиях, которые тепличными не назовешь. Если до прошлого года ГУПу приходилось один на один тягаться с производителями из Красноярского края и Новосибирской области, то теперь и на внутреннем рынке поставщиков сырья у него появился серьезный конкурент – агрохолдинг. Причем у этой структуры есть собственное производство молока – туранская ферма. Значит, этого крупного поставщика «Тывамолоко» может потерять. Из таких остается Балгазын да Ильинка. Но каахемцы тоже лелеют планы наладить у себя розлив молока и производство продуктов этой товарной линейки. И что прикажете делать в этой ситуации?
На «Тывамолоко» делают ставку на частника. В республике это неиссякаемый источник сырья. Но чтобы подвести его русло к заводскому конвейеру надо сделать очень много. Надо проработать рациональную логистику, чтобы доставлять молоко с меньшими затратами из всех населенных пунктов и стоянок районов центральной, восточной и южной зоны, заключить уйму договоров, продумать схему расчетов с поставщиками. Надо посчитать, как компенсировать возрастающие затраты на транспорт, обеспечить качество сырья…
Это, согласитесь, огромный пласт работы. Но если на предприятии его поднимут, сотни личных подсобных и фермерских хозяйств получат надежный дополнительный источник дохода. То есть люди на селе станут жить побогаче. А вот араки в деревнях поубавится… и я не знаю, печалиться этому или радоваться.
Антон ПОСОХИН www.tuvpravda.ru/