Тува: светско–религиозный урок для четверок
Ни в одной школе республики никто не выбрал основ исламской и иудейской культур. Хотя представители этих религий проживают в республике, но, скорее всего, родители решили: сами объяснят детям все, что нужно
В России любят эксперименты. Особенно в школах. Наверное, это правильно. Вначале лучше попробовать – «пойдет – не пойдет», и, сделав выводы, решить - пустить или «не пущать» апробированный эксперимент в школы России. В данном случае речь пойдет о религии. Сам предмет, который теперь преподается в школах всей России, называется очень длинно: Основы религиозных культур и светской этики (сокращенно ОРКСЭ). Старшее поколение (включая сюда бабушек-дедушек, пап и мам) воспитывалось, в основном, в жестком духе атеизма. Никакого Всевышнего нет и не было, что было понятно, как аксиома, с первого класса. Духовности это мало кому прибавило, да о ней вообще мало кто задумывался, шли-то мы всей советской страной совсем в другую сторону. Туда, где всегда цветут гвоздики, отсутствуют деньги, но полно продуктов и нет проклятых американцев. Новый курс – стал обязательным в школьной программе И вот курс, не религиозный, но светский, с 1 сентября 2012 года в обязательном порядке был введен в программу всех школ России. И изучают его только один год в четвертом классе. 1 урок в неделю, 34 часа в год. В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 года (когда еще в школах 19 субъектов Российской Федерации шла апробация нового предмета), Д. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги. «Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер». Как рассказала мне при встрече Марина Май-ооловна Куулар, один из федеральных тьюторов (тренеров-преподавателей) этого предмета для учителей Тувы, которая работает в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров заведующей кафедрой естественнонаучного и гуманитарного образования , «миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей нашей страны: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса». Всего федеральных тьюторов, которые обучают учителей республики, как нужно преподавать совершенно новый для них предмет, - четверо, все они прошли курсы квалификации в Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Марина Май-ооловна – одна из них. И теперь, после московской подготовки, тренеры учат педагогов Тувы азам этого предмета, постоянно организовывая курсы повышения квалификации в институте переподготовки кадров. Учителям зачастую приходится проходить программу вместе с четвероклашками. «Предмет, - говорит Марина Куулар, - нужно не просто понимать, но с любовью доносить до учеников. Значит, ты должен верить в то, что говоришь. Для многих педагогов пока это очень сложно». Выбор – за родителями Сам курс делится на 6 модулей. По выбору можно выбрать следующие уроки: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Только один из модулей изучается детьми по выбору его родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей не допускается. Никаких репрессий для детей это не влечет. В республике в результате мониторинга, выбраны следующие модули: Основы буддийской культуры (2514 ученика) - 46%, Основы светской этики (1620 учеников) – 30%; Основы мировых религиозных культур (1235 учеников) – 22%; Основы православной культуры (102 ученика)– 2%. И ни в одной школе республики никто не выбрал основ исламской и иудейской культур. Хотя представители этих религий проживают в республике, но, скорее всего, родители решили: сами объяснят детям все, что нужно. Учебники в школе выдаются бесплатно. Если в одном классе дети разбились на разные группы по изучению предмета (одни выбрали изучение основ буддийской культуры, другие основы светской этики и т.д.), их соединяют в подгруппы с другими четвертыми классами. Оценивают свои работы дети сами Розалия Джалилова – учитель истории высшей категории школы № 12, преподает основы буддийской культуры. Она – один из четырех тренеров для учителей республики. Напросившись на ее урок, я тихо села на заднюю парту и стала наблюдать за процессом обучения. Это был творческий урок, который завершал первое полугодие, и к этому уроку каждый из ребят подготовил свою работу. Рисунок, доклад, видео-презентацию. То, что Розалия Хертековна любит свой предмет, сомневаться не приходилось. Вовсе не для фотокамеры она улыбалась детям, кого-то гладила по головке, кого-то просто хвалила. Вначале урока - небольшой тест с вопросами. Я тоже решила проверить свои знания по буддизму и здорово проиграла четвероклашкам, большинство из которых верно ответили на поставленные вопросы. Причем плюсы и минусы к ответам ребята всегда ставят самостоятельно. «Ведь мы верим друг другу, верно?» - сказала перед тестированием педагог. Оценок в журнал на этом предмете не ставят. Много плюсов в тесте или интересный доклад, ответ, необычное собственное суждение – ученик получает сладкий подарок и зачет в журнал. Ничего пока не получилось? Не беда, получится в следующий раз. Ставится «галочка». Посчитав свои минусы, я поняла, что конфет мне еще не положено. Предварительные итоги По концепции программы был выбран 4 класс потому, что дети в этом возрасте более осознанно подходят и к вопросам мировой культуры, и к вопросам религии и мироздания. Недовольными остались родители нынешних пятиклассников. «Мы тоже хотим, чтобы наши дети учили эти предметы и развивались духовно!». Поэтому в школе № 12 ученики 5-х классов по желанию факультативно посещают занятия. Прошло полгода, как предмет вошел в школьную программу. Учителям есть о чем поговорить и подвести итоги. 15 марта пройдет республиканский конкурс «Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе: мой опыт», который проводится в двух номинациях «Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ» и «Лучшая презентация к уроку ОРКСЭ». А 29 марта в 09.00 часов в конференц-зале ТГИПиПКК пройдет республиканская научно-практическая конференция учителей, преподающих новый предмет. На конференции планируется проведение пленарного заседания и «круглых столов». По итогам конференции - выпуск сборника, включающий обобщение проведенной работы в ходе конференции, анализ накопленного опыта внедрения курса ОРКСЭ, представление лучших практик, статьи, методические рекомендации. По плану должны приехать все учителя, которые преподают 4 основных модуля, выбранных ребятами и их родителями в Туве. Т.Рамазанова, еженедельник "Плюс Информ"