Город молодых: шаги к столетию
- Гимн нужно слушать обязательно стоя, – рассказывает девятиклассница школы №1 Оля Сидеева, – и аплодировать не нужно. – Девочка вместе с группой своих одноклассников, под руководством педагога школы Юлии Рубановой, разработала проект под названием «Гимны моей Родины»
КАК ШКОЛА № 1 ПИШЕТ ИСТОРИЮ
Когда на торжественной линейке по случаю начала учебного года отзвучали последние аккорды мелодии гимна – школьного гимна – первоклашки, от переизбытка чувств, принялись неистово хлопать в ладоши. Смущенные учителя зашикали на воспитанников: вы что! А что?.. Теперь все воспитанники школы №1 Кызыла назубок знают, какие правила нужно соблюдать при прослушивании гимна. Будь то гимн страны, республики или собственной школы. Кстати, гимн первой городской школы передаёт друг другу уже не одно поколение учащихся. Слова у него, что называется, народные, музыка – композитора Тихона Хренникова из народно любимой песни «Московские окна». Слова своего гимна наизусть знают все ребятишки. А теперь элемент символики школьного государства в учебном заведении есть и в записи. Исполнила его для истории талантливая и голосистая выпускница Анастасия Дитрих.
ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ
– Гимн нужно слушать обязательно стоя, – рассказывает девятиклассница школы №1 Оля Сидеева, – и аплодировать не нужно. – Девочка вместе с группой своих одноклассников, под руководством педагога школы Юлии Рубановой, разработала проект под названием «Гимны моей Родины». – Это известные истины, конечно. Но нам удалось узнать и кое-что новое. Например – если предполагается проиграть просто мелодию гимна, без слов, то можно, чтобы прозвучал лишь её фрагмент. А вот если берётся гимн со словами, то его обязательно нужно прослушать весь полностью.
Отмечу, что проект Оли, вкупе с проектом её одноклассницы Ксюши Кукариной, о котором мы тоже расскажем чуть ниже, дал школе звание лауреата престижной премии «Элита российского образования» в конкурсе инновационных образовательных проектов.
Закончили работу над проектом ребята минувшей осенью, как раз ко дню города, на котором, напомню, горожанам впервые был представлен новый гимн Кызыла. Школьники собрали информацию не только о гимне тувинской республики и её столицы, но поковырялись и в многовековой истории государства Российского и его гимнов. В качестве примеров отобрали несколько. Раздобыли аудиозаписи. Особенно потрясла детскую публику композиция «Боже, царя храни». Оказывается, и такая страница в истории России имела место, удивились они.
Главное, ради чего проводилась работа, – не только «рассказать и познакомить», но – познакомить «с оригиналом через оригинал», вживую, отметила Юлия Рубанова. Как это удалось сделать? Пригласили именитую тувинскую певицу Софью Кара-оол, которая согласилась не только исполнить перед детской аудиторией тувинские гимны, но и провести весь музыкальный урок.
– Софья Кара-оол нам рассказала, – повествует Оля, – что новый гимн Кызыла очень непрост в исполнении, что брать приходится очень высокие ноты, и даже ей делать это сложновато. Кстати, я сама услышала гимны в исполнении Софьи Кара-оол впервые, звучали они очень необычно. Урок записали на видео.
Презентовали проект перед школьной публикой в присутствии руководителей других городских школ. Гости проект похвалили, однако к себе не позвали. Между тем, по словам Юлии Рубановой, ребята готовы хоть завтра рассказать и показать всё, что удалось разузнать, сверстникам из других школ.
– Наверное, мы немного опередили время, – предполагает Юлия Александровна, – и в следующем, юбилейном, году нашим опытом в других школах заинтересуются больше. Кстати, мы уже несколько лет занимаемся разработкой разных проектов по Кызылу – и получается, что это наши, на уровне школы, шаги к столетию, о которых в своём послании объявил глава республики.
У школы, конечно, и свой интерес: в 2016 году образовательное учреждение отметит собственное столетие, поэтому весь учебно-воспитательный процесс сейчас сориентирован на подготовку к знаменательной дате. А история школы – это одновременно и история тувинской столицы.
В ПРОЦЕССЕ
Ключевой в этой подготовке – второй проект, о котором мы уже обмолвились, координируемый другой девятиклассницей – Ксенией Кукариной, называется «Школа № 1 – место исторической памяти». Над ним трудится не только весь класс Ксюши, но, наверное, вся школа: его результатом должны стать, ни много ни мало, короткий фильм о школе и целая книга. При этом, объясняет девочка, авторы не намерены углубляться в давнюю историю: о ней книга уже написана одним из директоров школы Валентиной Гребневой, вышла она в 60-х годах. Однако с тех пор история школы, которая на месте не стоит, успела обрасти множеством событий и лиц, которые необходимо запечатлеть. И детвора, начиная с малышей начальных классов, заканчивая выпускниками, и сами учителя на протяжении четырёх лет будут собирать фактический материал о судьбах людей, сделавших эту самую историю: учителей, выпускников, знаменитостей, которых у школы хватает, и, конечно, отдельной главой будет рассказано о медалистах.
Планируется, что книжка выйдет в двух вариациях: подарочная и попроще, какую приобрести смогут все желающие.
Всё это пока в планах, но работа идёт полным ходом. Так, школьники в этом году уже приступили к сбору материала: седьмые и восьмые классы вместе с родителями и знакомыми собирают информацию о выпускниках школы, девятиклашки – об учителях, десятые классы – о медалистах, выпускники же готовят общую историческую картину текущего учебного года.
Интересно, кстати, что медалистов школа выпускает с 1936 года, причем до войны это, в основном, были парни, а вот в послевоенные годы становится больше девочек – и медалистов в те годы было мало. Сейчас картина резко изменилась. Сами учителя уверены, что связано это с тем, что современные ребятишки имеют больше возможностей получать образование из дополнительных источников, а не только из того, что прочитано в учебнике и рассказано учителем. Да и образование всё же стало лучше, что бы там ни говорили, считают они.
Что касается фильма, то в школе, вероятно, скоро откроется маленькая телестудия, с которой пообещал помочь режиссёр Владимир Копуш. Так ребята смогут принять участие в процессе монтажа будущей ленты.
* * *
Кстати, именно мальчишки и девчонки школы №1, вдохновлённые республиканским турпроектом «Тос эртине», провели собственное исследование и составили рейтинг самых популярных, с точки зрения школьного сообщества, мест тувинской столицы. В результате в число девяти драгоценностей Кызыла, по версии школы №1, вошли: Национальный музей, обелиск «Центр Азии», спорткомплекс «Субедей», национальный парк, площади Победы и Арата, хурээ «Цеченлинг», музыкально-драматический театр и, конечно же, собственно школа №1. Интересно, что многие респонденты предлагали занести в число столичных «драгоценностей» и некоторые крупные магазины города. Девочки Оля и Ксюша, которые в этом проекте также принимали самое деятельное участие, свои симпатии отдали Национальному музею и обелиску «Центр Азии».
– Это те объекты, которые туристы, приезжающие в Кызыл, посещают первым делом и в обязательном порядке, – аргументировали свой выбор девчонки.
Вот так, собственными образовательно-познавательно-воспитательными шажками к юбилеям республики и столицы, а попутно и к своему собственному, движется самая старшая школа Кызыла.
– Америк, конечно, мы не открываем, – соглашаются Оля и Ксюша, – но узнаём много нового и интересного и о своей школе, и о людях, и о городе в целом. Когда занимались гимнами, познакомились с Софьей Кара-оол, и, честно признаться, многие из нас для себя открыли её голос впервые. Определяя драгоценности Кызыла, тоже узнали интересные факты. Например, то, что в прежние времена на площади Ленина, которая сейчас именуется площадью Арата, стояла пожарная вышка. Потом её снесли. Это не историческое открытие, но мы об этом не знали. …
И сколько им открытий чудных ещё даст эта увлекательная краеведческая работа – не перечесть. Успехов вам в ваших поисках, ребята!
Виктория Кондрашова, www.tuvpravda.ru