О проблемах лифтового хозяйства
Проблемы лифтового хозяйства и пути их решения обсуждали участники расширенного совещания членов Национального лифтового союза, прошедшего 18 марта 2013 в Красноярске.
Напряжённая ситуация в лифтовом хозяйстве Красноярска и Красноярского края обсуждается уже не первый год, однако, перелом в лучшую сторону не наступил. Участники совещания отмечали, что существующие проблемы решаются очень медленно, а с каждым годом к ним прибавляются новые.
- За последние пять лет в городском жилфонде было заменено 722 лифта. Однако, как заметила начальник отдела реформирования жилищно-коммунального хозяйства краевого министерства энергетики и ЖКХ Екатерина Терещенко, эти меры помогли лишь притормозить скорость износа лифтового хозяйства. Между тем, замена, модернизация и капитальный ремонт лифтового хозяйства требуют огромных денег (замена только одного лифта стоит 1,7 млн. руб.), которых нет, ни у собственников жилья, ни у города, ни у федерации.
В настоящий момент, все лифты, которые отработали свой срок необходимо выводить из эксплуатации, проводить обследование, по результатам которого можно сделать заключение о том, каков объём и какие именно работы нужно выполнить на лифтах.
В связи с выводом жилого фонда, в том числе лифтов, из реестра опасных производственных объектов прекращается надзор за лифтами со стороны Ростехнадзора. Ответственность же за безопасное состояние лифтов по-прежнему лежит на собственниках (или владельцах) лифтов, в основном жилищно-коммунальных и лифтовых ремонтных организациях. По этому поводу лифтовики бьют тревогу и говорят, что отсутствие надлежащего уровня контроля со стороны Ростехнадзора может иметь негативные последствия и безопасность лифтов может сильно пострадать. В связи с этим, профессиональные некоммерческие организации лифтовиков под эгидой Национального лифтового союза выступают за то, чтобы государство не выпускало ситуацию из рук.
По заявлению вице-президента Национального лифтового союза Виктора Тишина: «Государственный контроль необходим в нашей отрасли».
Усугубляется ситуация тем, что вступивший в силу с 15 февраля 2013 года Технического регламента «Безопасность лифтов» Таможенного союза ТР ТС 011/2011 не устанавливает какой именно орган исполнительной власти уполномочен осуществлять надзор за безопасностью лифтов. Кроме того, исчез термин «специализированная лифтовая организация», и в действующем российском законодательстве этот статус ещё не закреплён. Поэтому, на текущий момент, образовался определённый «провал» в этом вопросе, и получается, что обслуживанием лифтов сейчас может заниматься фактически кто угодно. Устраивает ли такое положение дел собственников жилья, владельцев лифтов? Наверное, вряд ли, поскольку на карту поставлена безопасность наших граждан, собственников жилья.
Очевидно, что, как и во многих других отраслях, в секторе лифтового хозяйства государство сегодня стремится оптимизировать или сократить свои контрольные функции и расходы, и фактически не предлагает ничего взамен. Поэтому, передача части контрольных функций некоммерческим саморегулируемым объединениям профессионалов было бы одним из вариантов решения этой проблемы.