Блокбастеры без бюджета, или Такеши Китано по-тувински

Блокбастеры без бюджета, или Такеши Китано по-тувински

Ролан Ооржак: Актёров мы берём либо из театров местных, либо так находим. Сделали известным одного парня, который, вообще-то, контролёром в маршрутке работает»

Особенности интернациональной любви к кино

Всего сто человек в Москве знают, кто такой Ролан Ооржак. Ничего страшного в этом нет: зато он известен в Туве. Его фильмы, при бюджете от 5 тысяч рублей, собирают сотни тысяч в местном прокате. А всё потому, что если человек захотел снимать кино, то никакие трудности не смогут его остановить. Ооржак снял к настоящему моменту 10 фильмов. Самый дешёвый — вообще без бюджета, самый дорогой — за 270 тысяч рублей. От этих фильмов отказались коммерческие кинотеатры, но приютили маленькие сельские клубы. Народ рублём проголосовал за кинематографический самогон, и Ролан Ооржак стал понемногу увеличивать бюджет своих фильмов. Сейчас он подумывает о строительстве собственного кинотеатра в Туве.

Московские журналисты создали о нём документальный фильм «Ролан снимает кино», закрытый показ которого состоялся в мае в одном из московских клубов. Я делаю это для того, чтобы людям не скучно жилось, — говорит Ооржак. — Если бы я был москвичом, я снимал бы кино в том районе, где я живу. Собрал бы пацанов и сказал: «Пацаны! Снимаем про наш двор. Соберите своих друзей и приходите смотреть!» Они придут, увидят своих друзей на экране, и потом им будет интересно придти на вторую, на десятую серию этого фильма. Они тебе: «Выложи в интернет!» А ты им: «Нет, давайте лучше смотреть в закрытом клубе». Они придут в клуб и с удовольствием купят билеты. Если бы я жил в Москве, я бы очень прилично тут зарабатывал».

Снимать кино без денег и добиваться в этом успеха — дело не новое, хотя всё равно мы не перестаём восхищаться энергией энтузиастов, которые не хотят становиться частью индустрии, даже если в обмен не получат благодарности. Бывает, конечно, что индустрии просто нет, и встраиваться некуда. Пионеры отечественного кино начинали почти так же, как Ооржак, даже в ещё худших условиях.

Лев Кулешов, например, в начале 20-х годов прошлого века не мог найти даже плёнку, чтобы снимать кино, поэтому он его сначала рисовал на бумаге, а потом с актёрами разыгрывал фильм на театральной сцене, чтобы зрители могли представить себе, как это могло бы выглядеть на экране. Когда я начал снимать кино, — рассказывает Ооржак, — то совершил множество ошибок, которые можно перечислять до бесконечности и о которых я никому рассказывать не стану. Пусть каждый учится на своих ошибках. Так надо! Ты можешь прочитать миллион книг о теории кино, но если ты не снял ни одного фильма, ты — никто! Проблемы надо решать на месте».

Многие известные (но не на момент начала работы) режиссёры сталкивались, казалось бы, с непреодолимыми препятствиями, заставлявшими их идти на всевозможные авантюры. Вернер Херцог свою первую камеру украл, потому что не мог позволить себе её купить. Педро Альмодовар не мог озвучить свои первые фильмы, поэтому во время показов сам произносил реплики каждого актёра. Роберт Родригес, чтобы снять кино, участвовал добровольцем в медицинских экспериментах. Каждый, насколько мог, рвался к своей цели и добивался признания сначала среди своего круга, а потом и во всём мире. Профессиональные кинематографисты до недавнего времени снисходительно относились к кустарному кинопроизводству, считая, что молодой человек ещё может себе это позволить, но взрослый никак не может оставаться вне привычной всем структуры. Хотя бы потому, что настоящая камера и плёнка долгое время были слишком дороги, а показывать фильмы могли лишь кинотеатры и телевидение.

Развитие видеоаппаратуры и интернета привело к тому, что стало возможно снять фильм почти бесплатно и прокатывать его без особых затрат через альтернативные каналы. В самом начале я работал один, — вспоминает Ооржак. — Были у меня двое парней из театрального училища, которые объясняли актёрам, как надо играть. Я всё время прислушивался к их словам, постепенно научился этому сам, а потом стал работать с актёрами. Сейчас у меня работают девять человек: четыре оператора, четыре монтажёра и мой партнёр, который, так же, как и я, гендиректор.

Актёров мы берём либо из театров местных, либо так находим. Сделали известным одного парня, который, вообще-то, контролёром в маршрутке работает».

О таких энтузиастах-одиночках теперь снимают фильмы. Самый известный из них — «Перемотка» Мишеля Гондри, рассказ о движении «шведное кино», смысл которого заключается в том, чтобы переснимать известные блокбастеры с использованием нарочно грубых подручных средств. На прошлом МКФ «Послание к человеку» главный приз получил латышский фильм Роберта Робинса «Как твои дела, Рудольф Минг?» — о мальчике, который сам раскрашивает диафильмы, а потом показывает их, как кино, озвучивая всё происходящее.

В 2010 году на фестивале «Флаэртиана» показывали картину «Злодеи из Талливуда» Джоржа Гиттоса — документальную комедию о том, как автор фильма приехал в Афганистан и снимался там в потоковых малобюджетных боевиках, которые потом продавались на видеокассетах. Павел Руминов, известный по фильму «Мёртвые дочери», инициировал среди своих единомышленников создание фильмов со сверхнизкими бюджетами, которые можно было потом выкладывать в интернет. Сам Руминов также снял в этом формате несколько фильмов, среди которых выделяется «Визит мушкетёра». Главное — не думать о деньгах, — заканчивает Ооржак. — Как только человек решает снимать фильмы, чтобы заработать, он совершает непростительную ошибку. Ничего у него не выйдет. Только если ты вначале работаешь впроголодь, ты сможешь почувствовать, что такое настоящее кино. Первые три фильма ты должен снять без всего, с пустыми карманами. Дальше, если ты чему-то научился, делая первые картины, то будешь зарабатывать этим. Всё зависит от идеи. Мы «срубали» больше 500 тысяч рублей за фильм, который стоил 100 тысяч. И было такое, что фильм стоил пять тысяч рублей, а собирал 100 тысяч».

Оказывается, что даже 10 000 км., которые отделяют Туву от Голливуда, не могут помешать влюблённому в кино человеку создавать фильмы и нравится аудитории. Ролан Ооржак делает кино для массового потребления. В основном, это криминальные боевики (в некоторых из которых можно узнать пародии на Такеши Китано) и хорроры, насыщенные грубоватым юмором в стиле Тарантино. Он, как положено, пишет сценарий, устраивает репетиции с актёрами, выделяет много времени на монтажно-тонировочный период, а дальше начинает действовать магия кино.

vk.com/limefilm

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

В красноярской школе на ученика упал шкаф

В красноярской школе на ученика упал шкаф

На полу класса были следы, похожие на кровь

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Бизнесмен на данный момент отбыл 2/3 от срока