Тува. Город молодых. О моде и не только
Конкурс модельеров среди студенческой братии ТувГУ проводится ежегодно. Участники валом не валят, но — находятся. В этом году к традиционным номинациям «Национальный костюм» и «Авангард» прибавилась новая: «Студенческая форма»
Вкус превыше всего
Во что правильнее одеваться на учёбу? Если для школьников это вопрос уже практически решённый, и скоро детвора вновь, как в старые добрые времена, облачится в единую форму, — то посягать на свободу самовыражения студентов пока никто не счёл нужным. Вроде, оно и понятно: студенты — народ уже взрослый, должны иметь и такт, и чутьё, осознавать свой статус и нести за него ответственность. Так ли это? Молодая преподавательница Елена, например, окончившая педагогический вуз в северной столице Родины и привыкшая к свободе тамошних нравов, в первые дни работы в нашем университете получила лёгонький, но нагоняй: дескать, работать пришла — так имей уважение к себе самой, в первую очередь. В питерском вузе, рассказывает Елена, каждый одевался так, как ему вздумается. При этом предпочтение отдавалось пресловутому «свободному» стилю, который чаще всего составляют джинсы и футболка. Ходили так, как им удобно, все, начиная со студентов и заканчивая преподавателями. И вот сюрприз: то, что было в порядке вещей в мегаполисе, в родном маленьком городе оказалось неприемлемым.
Вариации на тему
В нашем единственном государственном вузе к внешнему виду студентов строгих требований не предъявляется, однако есть факультеты, где на эту тему с молодёжью разговаривают строго. Там, хоть и неофициально, существует даже некий дресс-код: девушки должны быть, предпочтительно, в блузке и юбке. Юношам выговаривают, если они появляются на занятиях в спортивной форме. В общем же и целом, в нравах нашего студенческого сообщества — демократия. Главное кредо — одевайся прилично.
Между тем, есть в среде учащейся молодёжи творческие личности с задатками модельеров, которые не испугались пофантазировать на злободневную тему: если бы пришлось вводить студенческую форму, то какой следовало бы её сделать?
Конкурс модельеров среди студенческой братии ТувГУ проводится ежегодно. Участники валом не валят, но — находятся. В этом году к традиционным номинациям «Национальный костюм» и «Авангард» прибавилась новая: «Студенческая форма». Призы для победителей конкурса университет готовит, традиционно, добротные и уместные: лучше всех шьёшь — получай швейную машину, совершенствуйся. В общем, побороться есть за что. В последней номинации работы представили не все участницы, фантазия разошлась как-то не очень. И причина проста: студенты не хотят, чтобы их замыкали в рамки. Тем более, в выборе одежды. Впрочем, раз уж им позволили пораскинуть фантазией, предложили варианты самые жизнерадостные: например, комплект из белой блузки плюс галстук/бант на шею, плюс габардиновые юбочки в складку разных цветов — однотонные или в клеточку. Другая вариация — комплекты посолиднее, с чёрной юбкой-тюльпанчиком и насыщенного цвета верхом — бирюзовым или красным. С парой ярких брюк, если юбка надоест. Самую, пожалуй, строгую форму предложила первокурсница естественно-географического факультета Чодураа Куулар. Её вариант выдержан в строгом бордовом цвете и состоит из трёх предметов: жилета и двух видов юбок — форм «карандаш» и «трапеция». Чодураа тоже призналась, что категорически против уравниловки в одежде и что её модели оставляют студенткам возможность пофантазировать: под жилет-то можно надеть что угодно — блузку, футболку, водолазку…
Консервативность девушки не очень-то вдохновила жюри, а вот в двух других номинациях юный модельер одержала абсолютную победу. Кстати, хотя конкурс проходил внутри университета, полного зала зрителей не собрал, да и организация была не ахти какая: сессионное время, принудить студентов оторваться от дум о зачётах не так-то просто — девчонки, демонстрировавшие модели одежды, подошли к делу со всей серьёзностью. Наряды Чодуры представляли девочки, занимающиеся в одном из кызылских модельных агентств. Заведения эти, конечно, не готовят профессиональных моделей, но посмотреть на девчонок было приятно. Чодураа сама, маленькая и худенькая, некоторое время назад посещала такое агентство. Как решалась проблема маленького роста и что вообще даёт девушке умение ходить по подиуму — она нам сама и расскажет. А ещё узнаем и подивимся, каким образом создавала она свои модели, восхитившие строгое жюри конкурса.
— В агентство позвали друзья, — рассказывает Чодураа. — Честно говоря, до этого я вообще не умела ходить на каблуках. Юбок не носила, в активном моём гардеробе были, в основном, джинсы. Когда начала туда ходить — и юбки появились, и обувь на высоком каблуке. Там нас научили спину держать ровно, краситься со вкусом, волосы красиво убирать. Чтобы научиться ходить на каблуках, мы выполняли разные очень сложные упражнения — не так-то это просто, как может показаться. Я невысокая, поэтому мне надо было ещё добавлять рост. Как? Выпрямляем спинку, поднимаем голову, каблук, высокая причёска — и вот они, 170 см.
Не по лекалу
— Расскажи, какие модели ты представляла? — Я особенно не ориентировалась на требования конкурса, а просто придумывала модели так, как мне нравится. В номинации «Авангард» наряды выполнены из национальной ткани, атласа… Мне очень хочется, чтобы молодые девушки носили свою национальную одежду не только по праздникам, но чтобы из национальной ткани шились вещи более демократичные и для повседневной носки. Блузки, юбки. Это я и пыталась показать: национальную одежду можно выполнять и в молодёжном стиле.
— Чем же особенны твои наряды, представленные в номинации «Национальный костюм»?
— Если для «Авангарда» я комбинировала разные ткани, то эти наряды выполнены полностью из национальной ткани. Ещё что важно: все мои модели — молодёжные. Их можно носить в повседневной жизни: кое-что можно надеть на прогулку, кое-что — на вечеринку, в клуб, к друзьям на день рождения. Есть платья, которые я сама с удовольствием надела бы. А вот что касается студенческой формы — то я не сторонница того, чтобы люди ходили в одинаковой одежде. У каждого ведь свой вкус. Девочки сами выбирали, что надеть под жилетку…
— Сколько времени потребовалось, чтобы сшить все эти наряды?
— На платья и украшения — это 11 комплектов — в общей сложности ушло дня три, если сложить всё время без перерывов.
— Чтобы создать платье, мало придумать его в голове и нарисовать эскиз: нужно ведь сделать ещё выкройку…
— Вот именно, что выкроек я не делаю. Мама моей подруги создала шикарное свадебное платье из простого куска ткани. Это меня очень вдохновило, я и подумала: а зачем, к чему делать выкройку? Профессионально я нигде не училась… Вот и попробовала. Четыре платья сшила по выкройкам, остальные — даже неудобно рассказывать. Кое-какие модели получились по эскизам, а кое-что — просто соединила несколько кусков ткани и пофантазировала: где-то ушила, что-то прибавила. Где-то я слышала, что истинный мастер, человек, имеющий дар от природы, может сделать всё без ничего.
— Какое из твоих платьев тебе самой больше всего нравится?
— Синее платье, которое у меня было главной моделью. Модель несложная: юбка-солнце, национальные пуговки, рукава три четверти, воротничок-стойка. Просто и со вкусом. Именно в нём можно было бы куда-нибудь сходить.
— У тебя есть какая-то мечта, связанная с этим твоим хобби?
— Конечно. В будущем я обязательно открою либо свадебный салон, либо ателье вместе с мамой, где мы будем шить постельное бельё и тому подобное.
— В свадебном салоне платья будут, конечно же, придуманы тобой?
— Да.
— А как выглядит, в твоем представлении, свадебный наряд современной тувинской девушки? — Я уже этим летом хочу попробовать смоделировать и сшить свадебное платье. Оно будет бежевого цвета, с кружевной юбкой, украшенное жемчугом, сверху — ткань с национальным мотивом. Надо подыскать хороший материал для корсета. Но он не будет атласным — не люблю этот материал. Это задумка на будущее: свадебное платье для невесты и семи её подружек.
— А почему цвет бежевый?
— Белый, мне кажется, простоват. А бежевый — он более мягкий. Можно задуматься, глядя на этот цвет.
— Но почему свадебное, всё-таки, платье? Это уже чей-то заказ — будет свадьба? Или для тебя самой?
— Нет, конечно, не для меня. Ближайшие десять лет — нет.
— Даже десять?
— Да. У меня на первом месте — образование и карьера. Я хочу получить два образования. У меня много планов на жизнь.
— Это же здорово.
— Знаете, иногда я просыпаюсь утром, и мне кажется, что я ничего не успеваю. Становится страшно. Жалуюсь маме, а она отвечает: спешить не надо, всё будет, но со временем. А мне всё равно страшно. Я встаю в семь часов утра, университет до трех — до пяти — прихожу домой — надо ещё позаниматься, и подумать о жизни, и запланировать что-то… Кстати, то, что я планировала до сегодняшнего дня, у меня идёт по плану.
— А что значит — подумать о жизни?
— Я такой человек, что над одним вопросом могу думать целую неделю. Искать ответы
— И давай снова вернёмся к одежде. Когда ты училась в школе, учителя никогда не предъявляли претензий к тому, как вы одеваетесь?
— Нет, кто как может, так и одевался.
— А в университете сейчас?
— Да в общем-то, нет. Я хожу, например, в юбках, ко мне претензий никаких. Хотя было, слышала, упрекали одну студентку, которая пришла однажды в экстремальном мини с глубоким декольте. Она, правда, огрызнулась, что, мол, в чём хочу — в том и хожу. Но одеваться всё же стала скромнее.
— Как ты относишься к тому, как одеваются твои сверстники, вообще молодёжь в нашем городе?
— Если честно, то чаще всего мне не нравится. Не нравится, что девчонки ходят в очень коротких юбках, не нравятся декольте. Дело даже не в длине юбки, а в сочетании с остальной частью комплекта. И подходит ли девушке эта длина. Мне, например, кажется, что очень высоким девушкам очень короткие юбки носить противопоказано. Мне кажется, что мини-юбка — это вещь для миниатюрной девушки. Вообще-то странно, что так много молодёжи, страдающей отсутствием вкуса: сейчас много разных передач, где можно почерпнуть информацию хотя бы о том, как удачно комбинировать вещи, чего избегать, а что будет в моде всегда. Единственный показатель вкуса, на мой взгляд, это умение подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Часто приходится видеть девушку, которая старается надеть на себя как можно больше ярких, оригинальных вещей или таких, которые ей кажутся красивыми. Или надевают то, что рядом, скажем так, лежало: юбку, например, толстовку и кроссовки. Но это, конечно, дело личное — в чём ходить, кому что нравится. Да и что там говорить — то, как я сама одеваюсь, тоже не всем нравится. Бывает, что люди говорят мне: ты в чём ходишь? Я люблю вещи, которые многим кажутся странными. Оригинальные. Одежду я могу купить где угодно. Пусть даже это будет самая дешёвая вещичка с рынка: главное — чтобы она мне нравилась.
— Ты всегда будешь одеваться так… оригинально, или когда станешь старше, это пройдёт?
— Наверное, буду одеваться строже. Это тоже может быть интересно, если подходить к делу творчески и со вкусом.
Виктория Кондрашова, республиканская газета "Тувинская правда"