Имеет ли пациент право выбрать, где ему получить медицинскую помощь?
Доступность медицинской помощи – это основная характеристика, которая говорит в принципе о возможности попасть пациенту к врачу
Одним из принципов развития системы здравоохранения провозглашены повышение качества и доступности медицинской помощи. В федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи перечислены критерии, определяющие ее качество и доступность. Однако жители края не знают не только о планируемых показателях и их динамике, но и по факту их мнение не учитывается при определении этих показателей.
Доступность медицинской помощи – это основная характеристика, которая говорит в принципе о возможности попасть пациенту к врачу, а мы с вами знаем, что сегодня это сделать не так просто, учитывая очереди и дефицит кадров.
Государство, понимая данные проблемы, для привлечения дополнительных ресурсов дало возможность участия в выполнении программы госгарантий частным медицинским организациям. После чего, ряд регионов сказали о том, что оказание медицинской помощи частными организациями, в условиях дефицита бюджета здравоохранения, является более выгодным, чем содержать свои учреждения.
Что же происходит у нас в крае? Объемы на оказание медицинской помощи в рамках программы ОМС даются, но в ограниченном количестве с сокращением по сравнению с прошлым годом. Так в прошлом году в программе ОМС участвовали 4-е стоматологии, а в этом 1-а из 12-ти, подавших заявки.
Страдают ли от этого только частные организации или их участие в системе ОМС, в том числе, в интересах пациентов?
Скажем сразу, что финансовая заинтересованность у организаций, если и есть, то она минимальна, так как средства, полученные по ОМС, могут идти на оплату текущих расходов и не предусматривают амортизационной составляющей и, соответственно, получения прибыли. Кроме того, на организацию ложится дополнительная нагрузка в виде ведения отдельного счета, подачи дополнительной отчетности и т.д.. Поэтому и не идут все организации в ОМС, а тек которые на это решаются, получают активное сопротивление.
При этом, мнение пациентов, которое должно служить основой для определения тех самых качества и доступности медицинской помощи никак не учитывается. Наиболее ярко это видно на примере вышеупомянутых стоматологий. Не смотря на то, что в прошлом году некоторые стоматологии, оказывающие помощь по ОМС, из-за потока пациентов, который к ним хлынул, израсходовали объемы, которые были запланированы на год, за 3-и месяца, при этом не было зафиксировано жалоб от пациентов на качество медицинской помощи, объемы в этом году данным организациям не были выданы.
При этом не учитываются даже активные волеизъявления граждан о желании получать медицинскую помощь, гарантированную территориальной программой ОМС, в конкретных организациях и просьбы выдать объемы данным организациям, которые уже не однократно высказывались пациентами по телефону в Минздрав и ТФОМС. При этом данные обращения не прекращаются и сейчас пациенты подготовили и направили коллективное письмо в Минздрав.
Остается только ждать, услышат ли чиновники просьбы граждан.