Жизнь на автомате
Изобретателю автоматической коробки передач следовало бы поставить памятник
Изобретателю автоматической коробки передач следовало бы поставить памятник. Сколько нервов сберегает АКПП городским жителям в пробках, сколько молодых женщин избавилось от необходимости дергать ручку, сколько мелких аварий, когда машина катится задом с горки из‑за проблем со сцеплением, предотвращено. Современный горожанин, в массе своей, выбирает автомат. Разумеется, есть энтузиасты спорта и просто ценители полного контроля над машиной — но их меньшинство. И тут встает вопрос: как продлить жизнь своему автомату? Как правильно его эксплуатировать? Как распознать первые признаки его «болезни»? Ответы — в нашей статье.
Примечание редакции: готовая статья была вычитана экспертом по АКПП автокомплекса «Ягуар» Леонидом Башуном, после чего он оставил свои комментарии — выделено курсивом.
Почему ломается автомат?
Современные АКПП в целом не менее надежны, чем старые добрые механические коробки. Но они однозначно сложнее, их ремонт/замена дороже, и, хотя процесс переключения передач доверен компьютеру, агрессивный стиль вождения тоже способен погубить тонкий механизм.
«Спортивная» манера езды: изначально АКПП создавалось для плавного и комфортного перемещения по дорогам, как возможность водителю слегка отстраниться от контроля, расслабиться, получать удовольствие. Любой механизм, будь то сцепление МКПП или гидротрансформатор АКПП, не выдерживает постоянной езды в режиме резких ускорений и торможений. Трансмиссия рассчитана на передачу предельного крутящего момента от мотора на колеса лишь в экстренных случаях, кратковременно. Примерами таких ситуаций могут быть резкий обгон, необходимость в быстром перестроении в другой ряд, или же необходимость встроиться в движущуюся колонну. Такие ситуации при штатной эксплуатации нечасты. Поэтому регулярные рывки, удары по акселератору «в пол», такие же торможения «в ноль» с последующим экстремальным разгоном — верный путь к быстрому износу АКПП.
Машина не прогрета: многие слышали о необходимости греть мотор перед началом движения, но забывают про коробку. Внутри АКПП циркулирует трансмиссионное масло, и когда рычаг КПП стоит в положении парковки P, циркуляции нет, масло не греется. Вязкое холодное масло плохо смазывает пары трения коробки (диски, шестерни, клапаны и т. п.). Резиновые элементы (уплотнения) при низких температурах попросту дубеют и деформируются. Поэтому автомобиль с АКПП обязательно следует прогреть (следим за датчиком температуры мотора), а потом несколько раз провести рычаг КПП по всем положениям, задерживаясь в каждом на 2—3 секунды. Так вы согреете детали АКПП теплым маслом и приготовите машину к движению.
Комментарий эксперта: масло в современных (электронных) АКПП начинает циркулировать сразу же после пуска двигателя; система охлаждения АКПП завязана на радиатор двигателя, коробка прогревается синхронно с мотором. Поэтому лучшим способом прогрева АКПП является передвижение на малой скорости первые один-два километра пути (можно включить АКПП в положение «1», избегая переходов на вторую передачу и выше). Однако владельцы авто с установленными обогревателями типа «Вебасто» должны иметь в виду: они садятся в машину с подогретым мотором, но полностью холодной АКПП (т. к. двигатель при работе «Вебасто» не включается)!
Буксировка или пробуксовка: распространенным фактором преждевременной поломки автоматической коробки передач является длительное буксирование другой машины. Производители АКПП предупреждают: не злоупотребляйте буксировкой прицепа или легковушки, делайте это лишь кратковременно и на малых скоростях (желательно при этом перевести рычаг АКПП в положение 1 или 2, чтобы коробка не переключалась на высшие передачи). Во время буксировки не допускайте перегрева трансмиссии — давайте машине постоять и охладиться механизмам. То же самое относится к пробуксовке в грязи!
И не смотрите на автоматные внедорожники типа Toyota Land Cruiser, штурмующие офф-роад или тянущие прицеп с катером: трансмиссии больших джипов изначально рассчитаны на такие нагрузки, их ресурс в разы выше, чем у агрегатов компактных городских седанов.
Комментарии эксперта: поломка коробок-автоматов больших внедорожников — не редкость. При пробуксовке в грязи АКПП джипов страдают не меньше легковых, поскольку сама машина очень тяжелая, и нагрузки на коробку велики. АКПП внедорожников не рассчитана на настоящий оффроад, там стандартная система охлаждения, поэтому перегрев во время штурма бездорожья — явление частое. Что касается буксирования автомобиля с АКПП, настоятельно рекомендуем не делать этого при заглушенном двигателе — в этом случае в АКПП не поступает смазка. Буксировать автомобиль с АКПП можно на ограниченные расстояния, в пределах 20—25 км (при буксировке на большие расстояния следует снять приводы). Переднеприводную машину можно буксировать методом поднятия передней оси.
Несвоевременная замена масла: жидкость в АКПП стандартно рекомендуется менять каждые 40—50 тыс. км пробега. При тяжелых условиях эксплуатации — частые рывки в пробках, короткие пробеги в сильные морозы, высокие скорости и т. п. — стоит менять масло чаще. Тип жидкости указан на щупе АКПП, его следует строго соблюдать. Если, например, в свою Honda вы зальете обычный трансмиссионный DEXRON вместо фирменного ATF Z1, то за пару месяцев вполне сможете убить коробку.
Комментарий эксперта: в реальности случаев «гибели» АКПП при замене трансмиссионной жидкости одного типа на другой крайне мало. Как временная замена, не для постоянной эксплуатации, такой метод вполне применим.
Характерные признаки поломки АКПП
Во-первых, обратите внимание на цвет масла на щупе АКПП. В нормальном состоянии оно обладает красноватым или оранжево-красным оттенком безо всяких взвешенных частиц. Если масло приобрело коричневый или даже черный цвет, то вам в кратчайший срок следует его заменить. Кроме того, проверяйте — нет ли запаха гари, это верный признак неисправности коробки передач.
Во-вторых, вслушивайтесь в шум, который издает ваш автомобиль во время движения. Инородные звуки — стуки, завывания, скрежет — означают неполадки как в моторе, так и в автоматической коробке передач. Окончательный диагноз должен вынести мастер в сервисе, но повод для обращения туда вы должны определить сами.
В-третьих, проверяйте плавность переключений: как при разгоне, так и торможении АКПП должно менять передачи плавно и бесшумно (легчайшие толчки на некоторых моделях допускаются при переходе с 1‑й на 2‑ю передачу). Задержки (зависания, пробуксовка трансмиссии с характерным воющим звуком) при переключении также свидетельствуют о неполадках.
В-четвертых, следите за тахометром: если обороты имеют тенденцию к завышению на обычных скоростях, то знайте, что ваша коробка передач нуждается в ремонте. Она попросту вовремя не переводит машину на верхнюю передачу.
Профилактика и ремонт
Любая автоматическая трансмиссия подлежит ремонту. Если ваша АКПП «заболела», обратитесь к профессионалам, которые разбираются в электронике и механике трансмиссий. Бывает, что после выхода из строя автоматической коробки передач перестают функционировать электронные блоки управления — тогда они нуждаются в перепрошивке. В самых тяжелых случаях, возможно, придется производить полный разбор коробки с заменой каких‑то фрикционов, блока клапанов гидротрансформатора, электроники. Если ваш автомобиль уже достаточно пожилой, и коробка хронически «глючит», может встать вопрос о полной замене агрегата. Обычно для машины с солидным пробегом нет смысла покупать новую АКПП — поищите в специализированных магазинах контрактные (не новые, но прошедшие проверку при демонтаже с машины-донора, и имеющие гарантию).
Вовремя меняйте трансмиссионное масло, следите за его уровнем на щупе, периодически проводите диагностику АКПП. Это в любом случае дешевле, чем покупать новую коробку. Будьте сознательны, следите за своим автомобилем, эксплуатируйте свой автомат внимательно, а не на автомате. Ведь каждый автомат тоже требует человеческого отношения!