Печатный вопрос: ГИБДД И КАСКО
Скрип тормозов, удар, звон разбитого стекла… Вы попали в ДТП — выставляйте знак аварийной остановки и вызывайте ГИБДД
Скрип тормозов, удар, звон разбитого стекла… Вы попали в ДТП — выставляйте знак аварийной остановки и вызывайте ГИБДД. С этим все понятно — инспекторы приедут, составят протокол, схему нарисуют. И выдадут вам справку о ДТП — так называемая форма № 154 (о ДТП). В случае ДТП без второго участника (вы могли попасть в яму колесом, например) выдается также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. С этими бумажками вы можете идти в свою страховую и требовать выплаты КАСКО (или, в случае разбора в ГИБДД, позже требовать выплаты по ОСАГО).
Однако… есть нюанс. Некоторые страховые требуют поставить на отказе в возбуждении дополнительную печать, заверить бумагу в ГИБДД «синим круглым штампом». Самые злостные — просят пропечатать еще и форму № 154.
Правомерны ли эти требования?
Наш ответ — нет. Справки ГИБДД о ДТП являются спецбланками, на них всегда есть уникальный номер. Обычной подписи сотрудника ГИБДД на такой справке более чем достаточно! Скажем больше: в марте 2012 года «в связи с многочисленными обращениями» первым заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России В. В. Швецовым был подписан документ № 13/12—73 под названием «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии ». В документе разъяснено недвусмысленно: бланки должны содержать угловой штамп органа внутренних дел с указанием реквизитов подразделения, включая адрес места расположения и справочные телефоны (в левом верхнем углу). Любые другие печати органа внутренних дел — недопустимы!
Причина же требований лишних печатей в СК — чаще всего негласная директива начальства тянуть время, затягивая процесс выплат.
Это подтверждают и руководители крупных российских СК: ФИО, звания, должности и подписи сотрудника ГИБДД — достаточно. Правда, есть маленькое исключение. Если в ДТП попали сразу несколько машин (людей), то некоторым просто может не хватить бланков. Вот тогда копию протокола или постановления обязательно надо заверить. Но не мифической круглой печатью, а подписью сотрудника с указанием его должности и звания, либо подписью и так называемым именным штампом.
То же самое в ситуации, когда в бумагу внесены изменения. В соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению и выдаче справки о ДТП» ГУОБДД МВД России от 07.03.2012 № 13/12—73, в этом случае изменения должны быть заверены подписью составившего ее сотрудника ГИБДД с указанием даты внесения и записью «Исправленному верить», «Исправлено», «Верно» и т. д.
Отметим, что справки должны выдаваться на месте ДТП. Есть лишь одна поправка, на которую так любят ссылаться гаишники: выдача справок может быть перенесена в другое место (РЭО ГИБДД, как правило), если сотрудник ДПС вынужден срочно ехать на место преступления, другое ДТП, или разбитые машины нужно убирать с дороги. Справедливости ради, этой поправкой ГИБДД пользуется нечасто.
Причина же требований лишних печатей в СК — чаще всего негласная директива начальства тянуть время, затягивая процесс выплат. Все очень просто. Ну а гаишники послушно ставят эти ненужные печати просто из житейской мудрости — проще тиснуть штамп, чем объяснять и спорить.
Что делать законопослушному гражданину перед лицом бюрократической машины страховой компании? Как говорится, держать себя в руках и вежливо настаивать. Если с вас потребовали «незаконную» печать из ГИБДД, попросите у представителя страховой компании дать в письменном виде отказ с обоснованием причин. Никто не любит подписывать сомнительные бумажки — скорее всего, вы будете поняты, и документы у вас примут.
Если же страховой клерк отважится дать отказ, можете смело жаловаться в Российский союз автостраховщиков и даже писать заявление в суд. А проще всего оформить жалобу на действия региональных подразделений в головной офис страховой компании в Москве.
И да пребудет с вами сила — сила закона, разумеется.