Твои шины тебя берегут
Итак, вы пришли в шинный магазин. С чего начать?
Все знают, что зимние шины нужно выбирать с умом: грозный гололед, снежные переметы, увеличенный тормозной путь и так далее. А что же летние колеса — бери что попало, все равно сухо? Заблуждение! Летом средняя скорость машин заметно выше, дорожный профиль зачастую сложнее (тут и закраины ям, и камни, и лужи), а бдительность водителей снижена. Да, скользкой зимой легче тюкнуть переднего в бампер — тысяч на 10—15, зато летом повышается риск попасть в действительно серьезное ДТП. А значит, нам нужны надежные шины, которые бы удержали авто на дороге при любых перегрузках!
Итак, вы пришли в шинный магазин. С чего начать? Прежде всего — размерность. Откройте водительскую дверь, найдите на стойке табличку с цифрами: что‑то типа 185/55R15. Эта комбинация означает: 185 мм — ширина протектора, 55 — его высота в процентах от ширины (= профиль), R15 — диаметр шины в дюймах (1 дюйм = 1,54 см). Такую геометрию покрышки рекомендует вам производитель авто, и — это важно — в пунктах техосмотра тоже будут требовать соответствия этой норме.
Также на боковине покрышки указывается индекс скорости (максимальной, которую можно развить на автомобиле с этими шинами), допустимая нагрузка, сезонность и прочая информация. Индекс нагрузки рассчитывается из максимально возможной массы автомобиля, поделенной на количество колес. Например, полная масса Lada Kalina до 1600 кг — делим на 4, получаем 400 кг. А значит, индекс нагрузки Kalina — 80.
Как отличить летнюю резину от зимней? Во-первых, спросить у продавца — им нет резона обманывать. Во-вторых, на зимней (всесезонной) резине обычно стоит маркировка M (mood = грязь), S (snow = снег), M+S (грязь + снег). Зимняя резина на ощупь мягче (ей полагается не дубеть на морозе), рисунок протектора более рельефный (крупные бугорки — ламели); а на летней резине, как вы догадываетесь, никогда не бывает шипов.
Разреженный орнамент и массивные шашечки (ламели) встречаются на внедорожных шинах для суровых джипов. Такими колесами хорошо грести грязь. И наоборот — спортивные шоссейные покрышки имеют максимальную площадь контакта с дорогой, они гладкие, тихие, с твердой резиной, отлично держат автомобиль на виражах. И те, и другие быстро изнашиваются. Ваш выбор, скорее всего — в промежутке между этими крайностями.
Конечно, многие — и особенно молодежь — хотели бы видеть свое авто на шикарных, огромных «катках», да еще низкого профиля (от 45 % и меньше). Выглядит такая машина спортивно, амбициозно, круто. На хорошем шоссе большие широкие колеса дарят отточенную управляемость. Но есть нюансы:
1. Шины большего размера уменьшают показания спидометра на 6—8 %;
2. Крупные колеса увеличивают расход топлива, они тяжелее стандартных и приводят к ускоренному износу подвески;
3. Низкий профиль — только для идеального асфальта, на наших дорогах такие покрышки легко травмируются о камни, рельсы, и плохо защищают диски от ударов;
4. Низкий профиль = шум и усиленная вибрация в салоне.
Наметим важнейшие критерии отбора летних шин:
Сцепление с дорогой — зависит от глубины рисунка и ширины протектора, качества резиновой смеси. Широкие шины дают устойчивость, узкие — лучшую маневренность (легкий отзывчивый руль). Глубокий протектор хорош на проселке, гладкий — на сухом асфальте.
Индекс скорости — мало какая покрышка имеет индекс меньше 180. Но если вы серьезный «гонщик» и увлекаетесь нарушениями ПДД по‑крупному, ищите индексы побольше. Ехать 250 км/ч на резине индекса 180 — самоубийство.
Шумность — это возможно проверить, только купив и смонтировав новые шины на диски. Назойливый гул от протектора может испортить долгую поездку. Поэтому прежде чем приобретать резину, зондируйте профильные сайты и отзывы в Сети. Может оказаться, что самые шумные шины лучше всего держат дорогу. Тут вопрос компромисса!
Устойчивость к износу — определяется составом резиновой смеси. Пробег шины, конечно, зависит от условий эксплуатации. Аккуратный городской житель сможет проехать на комплекте колес и 100 т. км, в то время как отчаянный дрифтер или лихач уработает резину за месяц. Также ресурс шины зависит от состояния подвески (амортизаторов, подшипников ступиц, шаровых опор), точности развала-схождения, типа дорожного покрытия и, конечно, давления в шине. Не забывайте, что снижение давления ниже рекомендованного на 10—15 % нивелирует любую экономию в расходе топлива и быстрее сотрет протектор (или вызовет грыжу); а чрезмерно перекачанные шины не только подарят тряску, но и могут предательски лопнуть в крутом повороте.
Любопытно, что начальная глубина протектора не влияет на износостойкость или максимальный пробег шины. Чем глубже протектор, тем больше в нем амплитуда деформаций, а значит, и тепловыделения, что в конечном итоге увеличивает скорость износа протектора.
Направленность рисунка — шины бывают ненаправленные (симметричные), они доступнее по цене, имеют средние показатели управляемости, комфорта и стойкости к аквапланированию, такие колеса можно свободно переставлять с одной стороны автомобиля на другую; и направленные — с лучшим уровнем управляемости и стойкости к аквапланированию (быстрее выводят воду из пятна контакта). Но колеса с направленными шинами должны вращаться в определенном направлении (по стрелкам, изображенным на боковинах), поэтому перестановка колес без снятия резины с диска на другую сторону авто нежелательна.
В заключение — беглый обзор основных марок летних шин российского рынка 2014 года:
Согласно отчету организации технического надзора Германии и Автомобильного клуба Европы, к весне 2014 года в десятку лучших покрышек вошли следующие модели шин: Continental SportContact 5, Dunlop Sport Maxx RT, Pirelli PZero, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2, Bridgestone Potenza S001, Nokian Line XL, Barum Bravuris 3 HM, Hankook Ventus S1 evo2 K117, Kumho Solus HS51, Apollo Aspire 4G. Оценивалось торможение на сухом и мокром асфальте, аквапланирование, уровень шума, управляемость, а также соотношение цена/качество. От себя добавим бренды Yokohama, Toyo и Michelin — тоже отличная резина! Если у вас нет проблем с бюджетом, поищите в магазинах что‑то подобное.
Недорогие летние шины (как правило, китайского или корейского производства) — одни из наиболее покупаемых на отечественном рынке. Бюджетные летние шины Nexen, Durun, Zeetex, NordMan неплохо справляются с жарой и аквапланированием благодаря использованию современных эластичных резиновых смесей, но зачастую шумны и быстро изнашиваются. Протектор быстро стирается, структура колеса неустойчива к проколам и повреждениям.
Российские бренды Tunga, Matador, Amtel Planet — на сухой дороге жестковаты, особенно в поворотах; могут быть проблемы и с аквапланированием. Тем не менее, ресурс отечественных покрышек, пожалуй, в среднем выше, чем у продукции КНР.
Важным отличием бюджетных решений от «элитной» резины является способность к хорошей балансировке: дешевые шины, как правило, быстро потребуют грузиков, чтобы компенсировать дисбаланс.
Итоги
Если с бюджетом уже определились, оцените трезво, в каких дорожных условиях и при какой погоде вы чаще всего собираетесь эксплуатировать автомобиль. Длинные загородные переезды? Бойтесь шумных шин. Планируете туризм и вылазки на природу? Не прельщайтесь низким профилем и гладкими скатами. Заядлый горожанин, короткие поездки? Тогда ресурс для вас — не главное. И помните — даже хорошие шины не спасут вас от плохого вождения!
P. S. И не забудьте о современном сервисе: сейчас в Красноярске действуют несколько складов по сезонному хранению шин. Прежде чем заваливать личный балкон зимней резиной, попробуйте обратиться к ним.