Холодный фронт
Автомобильный кондиционер отличается от бытового холодильника незначительно
Двигателисты бьются за экономию топлива и мощность, подвесочники — за плавный ход, эргономисты — за удобные сидения. Но есть и другой фронт в битве за хороший автомобиль — холодный. Здесь войсками командует его величество кондиционер, наша статья — именно о нём.
Устройство
Автомобильный кондиционер отличается от бытового холодильника незначительно. Это, по сути, герметичный контур, заполненный фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур (масло служит смазкой компрессора и других деталей). Смесь фреона (или его аналога) с маслом обобщенно называют хладагентом. Хладагент легко испаряется на внутреннем радиаторе кондиционера (и забирает тепло!), а потом легко конденсируется на внешнем радиаторе (конденсор), отдавая тепло в атмосферу. Воздух системы вентиляции, обтекая внутренний радиатор, охлаждается и закачивается в салон автомобиля. И — о чудо! — нам хорошо даже в знойный летний день. Циркуляцией и сжатием хладагента (для конденсации) заведует компрессор. Ну а степенью сжатия и регулировкой температуры занимается термостат. Кажется, ничего сложного?
Эксплуатация и причины поломок
В кондиционере более всего нагружены движущиеся части — компрессор и вентиляторы. Однако чаще других ломается конденсор: он находится под давлением (до 20 атм) и постоянно атакуется летящей с дороги пылью, грязью и солью. Коррозия и вибрации приводят к образованию в нем микротрещин, а со временем — к утечке хладагента. Поэтому рекомендуется по весне промывать конденсор от накопившихся соляных отложений. А заодно и проверить механическое крепление трубок-фреонопроводов. Ведь чем дольше в контуре кондиционера вместо фреона находится воздух, тем сильнее изнашивается система.
Периодически полезно проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода компрессора и уровень масла/хладагента (для этого на современных кондиционерах предусмотрен контрольный глазок). Шутка ли — на некоторых моделях кондиционер отбирает до 7—10 % мощности ДВС!
Кроме того, протекать может и сальник компрессора. Здесь ремонт вряд ли удастся сделать самостоятельно, так как операция требует большого опыта и аккуратности. Обращайтесь в специализированный сервис!
Как узнать, что кондиционер «приболел»?
Во-первых, посторонние шумы при включении или в процессе работы. Например, если кондиционер шумит при работающем двигателе и какое‑то время — после выключения зажигания, то, вероятно, неисправен подшипник приводного шкива. Но еще хуже, если кондиционер начинает шуметь при включении, но замолкает вместе с мотором. Тогда — увы! — с большой вероятностью накрылся компрессор, возникли люфты в его движущихся деталях: придется его полностью менять. И это обойдется заметно дороже простого подшипника.
Во-вторых, частенько на старых машинах при старте двигателя слышен резкий свист. Возможно, это проскальзывает ремень кондиционера (плохо натянут). Если вовремя подтянуть или заменить ремень, проблем не будет; но если терпеть свист месяцами и при этом активно пользоваться кондиционером, то, помимо снижения его эффективности, возможны застой хладагента или перегрев системы.
Отчасти поэтому — чтобы избежать застоя хладагента, ухудшения смазки кондиционера и образования плесени в контуре — рекомендуется периодически включать кондиционер даже в зимнее время: хотя бы на 5—10 минут. Это простая профилактика поможет вам сохранить здоровье и долгую жизнь вашему кондиционеру.
И холодный фронт защитит вас от жарких летних неприятностей!