Иван Поляков: «Разве в Омской области запрещено иметь амбиции?»
Сегодня вся «прогрессивная омская общественность» терзается вопросом: чего же хочет Иван Поляков?
Целый час беседуя с генеральным директором «Межгосударственной корпорации развития» Иваном Поляковым, редактор «Делового Омска» пытался выяснить, зачем бизнесмен вкладывает 1 млрд рублей в развитие сети СМИ. Но понял только одно: по-другому делать бизнес просто нельзя. Зато господин Поляков честно признался «ДО», что определился с территорией, которой хотел бы посвятить свои лучшие годы.
Сегодня вся «прогрессивная омская общественность» терзается вопросом: чего же хочет Иван Поляков? Иван Викторович, и правда, чего же вы хотите?
— А вы готовы услышать действительно правдивый ответ? Тогда слушайте. Я хочу мира во всем мире. Это не стеб. Это моя макроцель. Впрочем, она не слишком оригинальна.
Скупка десятков СМИ в разных регионах, в том числе совсем свежее приобретение холдинга «Радио Сибирь», способствует достижению этой цели?
— Мне не нравится слово «скупка». Я бы назвал этот процесс консолидацией. Тем самым мы создали ряд мощных инструментов, способствующих развитию и укреплению Российской Федерации, а также проведению единой государственной информационной политики на территории Евразийского союза.
То есть «Межгосударственная корпорация развития» в данном случае выполняет государственную функцию?
— Конечно же, нет. «Межгосударственная корпорация развития» в первую очередь занимается бизнесом. Но при этом экспансия российского бизнеса на территорию Евразийского Союза, на мой взгляд, полностью соответствует интересам Российской Федерации.
И это при тех порой неразрешимых противоречиях, которые существуют между российским бизнесом и государством?
— Разногласия между бизнесом и властью чаще всего являются разногласиями между отдельными чиновниками и отдельными представителями предпринимательского сообщества. Поэтому у меня нет оснований считать, что консолидированный государственный интерес когда-то расходился с консолидированным интересом российского бизнеса.
Власть тотально усиливает нагрузку на бизнес, предприниматели уходят в тень, казна недополучает налоги, бюджеты не могут выполнять социальные обязательства и наращивают кредитную задолженность, надвигается системный кризис — это вы называете разногласиями между отдельными чиновниками и предпринимателями?
— Если мы с вами говорим о региональной экономической политике, то и здесь все не так однозначно. Есть примеры субъектов Федерации, они звучат сегодня на всех уровнях — Калужская область, Красноярский край, которые являются лидерами, демонстрируют несопоставимо более высокие темпы экономического развития, нежели их соседи, находясь при этом, по сути, в равнозначных условиях.
Что получается? Кто-то находит возможность совершить прорыв, а кто-то нет. Одни губернаторы и главы городов справляются, а другие только дискутируют. Кого в этом винить? Руководство Российской Федерации? Всю экономическую политику государства?
Не думаю, что это корректно. Этот вопрос нужно адресовать тем людям, которые несут ответственность на местах — в субъектах, в муниципалитетах.
Я правильно понял, что промежуточная цель приобретения и развития СМИ на пути к макроцели «Мир во всем мире» — это показывать на местах, что виноват конкретный чиновник, губернатор, мэр, а не государственный подход в целом?
— Кого в конечном счете интересуют чиновники? Удивительной особенностью Омской области является отношение к людям, занимающим какие-либо посты. Они обладают мегазначением. Но разве в жизни отдельного человека чиновники играют такую важную роль? Как они влияют на того, кто работает, скажем, на промышленном предприятии и изготавливает детали, или на доярку, которая каждое утро доит свою корову?
Такая ситуация сложилась в том числе и благодаря вашим коллегам-журналистам, которые зачастую искусственно накачивают этот пузырь.
Как обычно, во всем виноваты журналисты...
— В Омской области действительно достаточно низкий уровень профессиональной журналистики. Информация часто распространяется в искаженном виде, приоритет отдается деструктивным, а не позитивным процессам.
Вот понятный вам пример. Возьмем омского общественного деятеля — законодателя Андрея Голушко. Человек занимает активную жизненную позицию. Он занят тем, что всеми доступными ему способами старается продвинуть Омскую область и ее имидж за пределами этой территории. Тратит на это свое личное время, энергию, средства, приглашает статусных гостей...
И чего об этом омские журналисты только ни написали, каких домыслов ни сообщили. И вот охотится-то он неправильно, и время расходует неправильно, и звезд привозит не тех, и бизнесмен-то он был ужасный, и как чиновник не сложился, и как депутат нехороший...
Отсюда вопрос: а кто-нибудь пробовал добиться того же? Наверное, пробовал, но не добился. А Голушко добился. И теперь за те усилия, которые он прилагает, что — не заслужил благодарности? Он ведь мог этого и не делать.
Омские журналисты говорят: это, мол, потому, что у него губернаторские амбиции. Тогда вопрос: а что, у нас запрещено иметь амбиции? Почему это является предметом критики? Каждый гражданин имеет право хотеть, стремиться. Мечтать, в конце концов.
Если убрать имя Андрея Голушко, может сложиться впечатление, что вы сейчас говорили и о себе, поскольку тоже занимались продвижением Омской области за ее пределами...
— Вольно или невольно, и я участвовал в этом процессе. Поскольку на этой территории находится завод имени Попова и я много времени потратил на то, чтобы он развивался.
Сколько денег вы готовы вложить в развитие СМИ-сегмента вашего бизнеса?
— Могу сказать, что программа развития «МКР-Медиа» на ближайший период времени предполагает порядка 1 млрд инвестиций. Мы не ставим перед собой каких-то сверхзадач. Мы — всего лишь маленькая частица в большом процессе работы.
Не так много компаний, готовых вложить 1 млрд рублей в развитие собственной сети средств массовой информации...
— Но и не так мало. Экономическая экспансия невозможна без культурной экспансии. Приход на новые рынки сбыта невозможен без адекватной коммуникации. Отсюда проистекает необходимость проводить внятную информационною работу на потенциальных рынках с потенциальными контрагентами Евразийского Союза и в странах ОДКБ. Это важнейшие союзники страны.
Не дешевле ли нанять пиар-команду?
— Мы заняты высокотехнологичным бизнесом. В этом сегменте конкуренция очень высока, и без такой работы нам будет сложно выжить. Посудите сами, наши конкуренты — это крупные транснациональные компании: японские, американские, китайские. За счет чего же мы должны создавать преимущество наших товаров, скажем, высокотехнологичного коммуникационного оборудования, стандарта, который мы продвигаем на мировой рынок? Как его продвигать по-другому?
Неужели вы верите в то, что существующая информационная инфраструктура наших глобальных конкурентов примет нас с распростертыми объятиями и будет рассказывать о новом российском прогрессивном стандарте связи? Если я даже выделю бюджет для прямой рекламы на CNN или BBC, вряд ли он будет принят.
Кроме того, если говорить о радио и телевидении, то собственная сеть (почти 40 радиостанций) — это еще и возможность отработать современные стандарты передачи сигналов. Это испытательный полигон изобретений, которые рождаются в нашем производстве.
Разве нет другого способа их тестировать?
— А как? Наши коллеги-разработчики придумали очень хорошую антенну для передачи ФМ-радиосигналов. Допустим, я хочу ее протестировать, провести реальную эксплуатацию, полгодика погонять в эфире. Если я обращусь к владельцу чужой радиостанции, у которого стоит иностранная антенна, он меня попросту пошлет. У нас ведь новый продукт, неизвестный.
Как же мне отрабатывать новые технологии, не имея прямого доступа к этой инфраструктуре?
То есть если вы хотите протестировать новый мультируль, вы покупаете машину?
— Да. Не брать же машину у соседа и не отдирать его руль, чтобы проверить свой.
Это — как покупать редакцию высокооплачиваемых журналистов, чтобы протестировать новые пишущие ручки...
— Вы смешиваете технологии и журналистский коллектив. В результате консолидации СМИ мы получаем возможность влиять как на технологическую составляющую, так и на профессиональную — журналистскую. Мы получаем дополнительные возможности.
Вы как бизнесмен рассматриваете эти вложения как потенциально возвратные?
— Омск — крупный культурный и промышленный центр с миллионным населением. Люди что-то потребляют. Почему же нельзя позиционировать для них какие-то виды товаров, которые производит тот же радиозавод имени Попова? Те же газовые счетчики весьма востребованы.
Омск — это рынок сбыта. Почему мы не должны с помощью СМИ обращать внимание на локальные рынки? Разве есть другие способы продвижения бизнеса? Разве не так же действуют и другие крупные российские компании?
Но меня интересует условная конверсия. Вложили 1 млрд рублей, забили эфир рекламой газовых счетчиков, продали их на 10 миллиардов, получили прибыль в 3 миллиарда...
— У нас экономическая модель иная. Начать хотя бы с того, что мы приобретаем только прибыльные активы СМИ.
Все активы прибыльные?
— Конечно! Вы считаете, что мы приобретаем убыточные? Назовите.
АКМЭ.
— Это прибыльный актив (улыбается). Да, в этой сфере нет сверхдоходов, но она не убыточная. А плюс к этому мы еще можем решать дополнительные задачи.
Крупнейшие налогоплательщики Омска не могли позволить себе создание таких информационных холдингов. Стрелец, Шишов...
— Они могли себе это позволить, но по каким-то своим причинам этого не делали. Но это вопросы стратегии. Каждый человек, занимающийся бизнесом, сам для себя определяет решения, которые позволят ему укреплять позиции на рынке.
Мы считаем, что это поможет нам решить наши задачи. Заблуждаемся мы или нет — покажет время.
Кем будет Иван Поляков через 5 лет?
— Человеком, который будет иметь возможность заниматься созидательной работой в соответствующих масштабах.
Локализовать свою деятельность до рамок отдельной территории не планируете, чтобы посвятить всего себя только ей?
— Планирую. Это территория Евразийского Союза.
Досье
Иван Поляков родился в 1978 году в Магнитогорске Челябинской области.
В 2000 году окончил юридический факультет ОмГУ, в 2002 году — Дипломатическую академию МИД России.
В этом же году собрание акционеров ОАО «Релеро» избрало его генеральным директором.
В 2003 году предприятие было переименовано в ОАО «ОмПО «Радиозавод имени А. С. Попова».
1 января 2014 года перешел с должности гендиректора на должность председателя совета директоров ОАО «ОмПО «Радиозавод имени А. С. Попова».
С 2011 года — генеральный директор ОАО «Межгосударственная корпорация развития», в которую вошли ОмПО им. А. С. Попова, киргизская корпорация «АК-Марал» и «Конструкторское бюро развития».
Женат, трое детей.