Иркутским учителям увеличат зарплату до 34 тысяч рублей
Корреспондент Sibnovosti.ru выяснял, так ли это на самом деле
В 2015 году средняя зарплата педагогов в Иркутской области должна увеличиться почти до 34 тысяч рублей, сообщила пресс-служба областного правительства.
По словам министра образовании региона Елены Осиповой, в следующем году субвенция на общее и дошкольное образование в Иркутской области составит 23 млрд 980 млн рублей – это на 545 млн рублей больше, чем в 2014 году. Зарплата педагогов вырастет в среднем на 2,5 тысяч рублей.
Если в январе-сентябре 2014 года средний заработок школьных учителей составлял 31 415 рублей, то в 2015 году они начнут получать по 33 773 рублей. Кроме того, в областном бюджете на 2015 год предусмотрено сохранение материальной поддержки молодых педагогов.
Между тем, федеральное министерство образования констатирует, что за последний год средняя заработная плата учителей по всей стране выросла более чем на 20% и составила почти 37 тысяч рублей в месяц.
В Центре экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ отмечают, что сами педагоги особого повышения своего благосостояния не почувствовали: большинство вынуждены подрабатывать, а у половины нагрузка в школе возросла. Большие сомнения вызывают у специалистов и сам уровень средней зарплаты. Дело в том, что если в российских столицах средняя зарплата может приближаться к 90 тысячам рублей в месяц, то в регионах со слабой экономикой зарплата колеблется около 20 тысяч рублей.
Ради повышения средних зарплат до среднего уровня по экономике региона, директора сокращают работников, увольняют вспомогательный персонал: психологов, логопедов, от каждого сотрудника требуют выполнять все больше работы.
В Центре экономики непрерывного образования приводят статистику: десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные педагоги не спешат уходить на пенсию, а выпускники педвузов, владеющие новыми методиками и технологиями, зачастую просто не попадают в школы.
Аналитический центр при правительстве РФ провёл опрос директоров школ. Выяснилось следующее: рост зарплаты сопровождался значительным ростом нагрузки учителей – до 1,5 ставки. То есть учителя в России получают зарплату не ниже средней по региону, но за больший объём работы.
Кроме того, проблема оплаты труда педагогов упирается в сумму стимулирующих выплат. Напомним формулу заработной платы педагогов: она состоит из оклада, доплат за внеурочную деятельность, выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат.
Денежные средства в большинстве школ поступают главным образом в качестве стимулирующих выплат, а не как увеличение основного оклада. Таким образом, оклад всегда остаётся фиксированным, а вот остальная сумма зависит от дополнительной нагрузки.
В начале этого года в Приангарье была организована прямая линия с министром образования. Педагоги некоторых иркутских школ сообщали, что не согласны с суммой начисления части заработной платы из стимулирующего фонда. Педагоги уверены, что директор учебного заведения начисляла им зарплату, исходя из личного к ним отношения.
«На распределение стимулирующей надбавки поступают жалобы от учителей. Они говорят, что директор некорректно начисляет им зарплату, руководствуясь личностными отношениями. К сожалению, директор иногда может злоупотреблять своими полномочиями. В регионе недостаточно людей, которые профессионально подготовлены к тому, чтобы занять место руководителя образовательного учреждения», – цитирует портал IrkutskMedia заместителя председателя Общественной палаты Иркутской области Леонида Выговского.
Проблемы в этой сфере признаёт и министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Он отмечает, что действительно повышение зарплаты в стране происходит за счёт растущей нагрузки на учителей. По его словам, материальное стимулирование может быть также связано и с дополнительной работой, участием в конкурсах, конференциях, публикацией различных педразработок.
Между тем, новый этап модернизации российской системы образования предусматривает приход технологий с упором на индивидуальный подход.
«Мы видим признаки привлекательности учительской профессии. Это рост количества абитуриентов на педагогические специальности, приток молодых учителей в школы. И хотя пока не в той степени, как хотелось бы, но ситуация меняется к лучшему. Но одновременно мы видим и риски, которые снижают эффективность сделанного "рывка" в росте зарплаты», – заявляет министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Поэтому, как считает Ливанов, нужно продолжить работу по нормированию труда педагогов, чтобы не допускать перегибов. Основная часть рабочего времени педагога должна быть посвящена работе с детьми, а не связана с непрофильными видами деятельности.
Фото: архив sibnovosti.ru