"Голодные игры: Сойка-пересмешница": смотреть или читать?
О начале конца популярной франшизы и его литературном источнике – в рецензии Sibnovosti.ru
В российский кинопрокат выходит первая часть финальной главы популярнейшей франшизы – фильм "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Кинопрокатчики констатируют, что россияне начали бронировать билеты уже за несколько дней до начала проката.
Как известно, действие "Голодных игр" происходит в тоталитарном государстве в постапокалиптическом будущем. Трилогию «Голодных игр» разбили на четыре фильма. Последняя часть разделена пополам.
В первой части франшизы главные герои Киднис и Питт стали победителями развлекательного реалити-шоу на выживание. Во втором фильме героям пришлось не только нести "бремя славы", но и вновь участвовать в борьбе за выживание. Предпоследняя глава серии «Сойка-пересмешница» стала фильмом о том, как человек из движущей силы собственной жизни превращается в символ чужих надежд, в центр событий, в точку внутри раскручивающейся воронки.
К слову, со времён выхода первой части в кино, популярность «Голодных игр» не только вспыхнула, но разгорелась во всю силу. Вот только несколько подтверждений этому: в Европе и США едва ли не промышленных масштабах изготавливают значки-сувениры с пылающей птицей, в 2016 году «Голодные игры» поставят на театральной сцене, а энтузиасты не перестают снимать римейки фильма во всевозможных вариациях – от традиционных пародий до зооверсий, где все роли исполняют кошки. В промежутке между частями «Голодных игр» выходят фильмы-двойники, которым тоже гарантирован успех в прокате, – «Дивергент», «Бегущий в лабиринте» и даже фильм «Посвящённый» по роману «Дающий» Лоури Лоис, написанный ещё до входа в свет «Голодных игр», но постановщики заинтересовались им лишь сейчас, поняв, что подростковые антиутопии стали настоящей «золотой жилой».
ПТИЦА УДАЧИ
Журналисты The Rolling Stones уверенно сообщают, что «Голодные игры» – фильм на сто процентов детский, и судить его строго должны педиатры-психиатры и специалисты по делам несовершеннолетних. Однако мнение кинокритиков не разделяют литературоведы, которые отмечают, что есть несколько факторов, которые делают "Голодные игры" не просто детским вариантом французской революции, но и заметным явлением в популярной культуре.
«Голодные игры» имеют сильный литературный источник. Недаром педагоги образовательных учреждений рекомендуют своим ученикам и студентам романы Коллинз в качестве объекта изучения. Писатель умело переплетает в своих книгах интертекстуальные аллюзии – классический древнегреческий миф, христианские заповеди, библейскую символику и сюжеты, содержание, символику и атрибутику современных реалити-шоу, классическую антиутопию Фрица Ланга и даже современные журналистские жанры и форматы. «Голодные игры» построены из интуитивно знакомых сюжетов, только сложенных в другом, весьма увлекательном порядке. Отсюда ощущение того, что мы это все уже видели, и не раз.
Поклонники романов Сьюзен Коллинз, автора «Голодных игр», не раз жаловались, что первые два фильма по трилогии перенасыщены - в них было слишком много персонажей, сюжетных линий, минут хронометража. В третьей части создатели учли замечание и разделили книгу часть на две киночасти. В третьей части в угоду фанатам сценаристы стремятся сохранить каждую мелочь романа, делая экранизацию обоснованно тяжеловесной.
К слову, книгу прочесть можно, но не обязательно, сообщают почитатели творчества Коллинз. Однако она дополняет экранизацию, делает её более логичной. Зрители, знакомые с литературным источником, рассказывают, что там более разумно обозначены временные рамки, обосновано само название фильма и одноимённой игры, раскрываются те сюжетные линии, которые оказались за рамками фильма (например, подробный рассказ о трагедии семейства Эвердин).
МИР БУДУЩЕГО
Несмотря на небольшие недочёты экранизация «Голодных игр» избегает классического определения «книга лучше». Кинотрилогия рассматривает актуальные вопросы современной жизни, репрезентируя их в вымышленном пространстве и времени, сохраняя при этом связь с настоящим, делая героев произведений и события узнаваемыми и приближенными к реальности.
В эпизодах "13-го дистрикта" режиссёр использует как бы документальную камеру: ручная съемка, короткий монтаж, словно вспышками вырывающий из пространства нечто важное и выразительное. Капитолий с его величественным пейзажем и заполненными праздным людом на уровне культурной памяти напоминает архитектуру III рейха. Режиссёр картины создаёт убедительный мир будущего на основе прошлого, не ударяясь в гипертрофированные ужасы войны и революции. Создателям удаётся удержаться на той грани, которая сделает фильм понятным для массовой аудитории.
Безусловно, общее фильма и его литературного источника – писатель и режиссёр намеренно не избегают постановки сложных этических вопросов, связанных с положением человека в обществе, отношением к власти, проблемами выживания в экстремальных ситуациях, поведением беженцев и отношением к ним, эксплуатацией взрослых и подростков, правовыми нормами и их нарушением.
Разумеется, поклонники книги уже знают, чем все закончится, но их ожидает много неожиданного. Во-первых, авторы картины могут слегка переработать сюжет (не даром проект держался в строгой секретности). А во-вторых, всё ещё абсолютно неизвестно – что это будет за новый мир «Сойки-пересмешницы».
Справка:
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (TheHungerGames: Mockingjay - Part 1) выходит в широкий прокат 20 ноября 2014 года. Режиссёром картины стал Френсис Лоуренс, известный по фильмам "Я — легенда", "Константин: Повелитель тьмы", "И вспыхнет пламя". В главных ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон, Элизабет Бэнкс, Джулианна Мур и другие.
Фотография: Lionsgate