Лекарство от потребительского невроза
Генеральный директор национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева уверена, что сейчас, в условиях нестабильной экономической обстановки, стремительно меняется финансовая стратегия населения России. Об этом она рассказала на IX ежегодной конференции «Альфа-Банка» для СМИ «Банковский сектор: проверка на прочность».
Изменению поведения практически каждого жителя страны, который имеет банковский вклад, резко поспособствовала сложившаяся экономическая картина. «Большинство населения пользуются банковскими услугами. Те проблемы, которые есть на рынке, касаются всех и каждого», - констатировала руководитель НАФИ. За год, подчеркнула она, уровень доверия к финансовой системе в стране не вырос и до сих пор остается на низком уровне.
В сентябре специалисты агентства финансовых исследований измеряли уровень доверия российских жителей к финансовой системе в целом. По статистике темпы банковских вкладов и потребительского кредитования не растет, а только уменьшается. Почти каждый стремится к перераспределению своих расходов. Россияне уже начали активно экономить. Каждый третий утверждает, что он перешел на более дешевую продукцию и отказывается от покупки каких-то дорогостоящих вещей, а также от зарубежных поездок. «И эти показатели касаются только сентября, - уточняет Гузелия Имаева, - мы предполагаем, что доля на сегодняшний день будет гораздо выше». Следующие измерения НАФИ планирует провести в январе 2015 года.
На фоне того, что россияне стремительно взялись за оптимизацию своих расходов, в национальном агентстве исследований констатируют: у пользователей банковской системой наблюдается потребительский невроз. Чтобы его избежать, финансовыми институтами нужно принять базовые составляющие и формировать программу долгосрочной стабильности экономического сектора.
Руководитель НАФИ опирается на мировую экономическую практику. Так, по мнению Гузелии Имаевой, банкам нужно работать над увеличением финансовой грамотности пользователей своих услуг. Каждый из вкладчиков должен разбираться в большом потоке экономической информации и принимать то или иное решение самостоятельно, учитывая последствия. Также у всех финансовых систем на территории страны должна быть развита инфраструктура, существовать физическая доступность и прозрачное ценообразование.
«Простота в изложении — это вторая составляющая экономических услуг на сегодняшний день», - подчеркивает генеральный руководитель НАФИ, - просто рекламы о том или ином банке недостаточно. Люди привыкли опираться на экспертное мнение и крайне понятную предоставленную информацию об учреждении».
Третий компонент связан с защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг. Сегодня «Голосование ногами» подтверждает стабильность того или иного банка. «Если экономическая структура реально заботится о своих потребителях, то ей нужно вкладываться в это. Такая ответственность ложится на плечи и самих финансовых институтов», - говорит генеральный директор НАФИ.
Как показывают исследования НАФИ, российский вкладчик, пользователь банковской продукции всегда выберет доступные финансовые услуги, несмотря на фактор бренда. Во время проведения анализа, специалисты агентства сознательно убирали названия банков, узнаваемые элементы и получали четкий ответ от представителей целевой аудитории: люди выбирают простоту, ясность и легкость понимания. Человек готов пожертвовать ради надежного и доступного финансового инструмента временем, расстоянием и комфортной обстановкой.
По данным НАФИ, в стране до сих пор существует большой разрыв в сфере банковской инфраструктуры между крупными и небольшими городами. Некоторые регионы России не имеют соответствующего доступа к тем или иным техническим составляющим финансовой системы. Серьезный пробел в этой сфере, также, как и проблемы в потребительском кредитовании необходимо устранять. Особенно в условиях повышенного экономического невроза населения.
Фотографии предоставлены пресс-службой "Альфа-Банка"