Александр Запесоцкий: «Во многих отечественных вузах преподают не хуже, чем в американских»
Основная проблема российского высшего образования – отсутствие контроля за качеством обучения студентов
«Во многих отечественных вузах преподают не хуже, чем в американских. Но спрашивают за результаты совсем иначе», - профессор Александр Запесоцкий
Основная проблема российского высшего образования – отсутствие контроля за качеством обучения студентов. Об этом в своей авторской колонке на сайте газеты «Комсомольская правда» заявил ректор Университета Профсоюзов, профессор Александр Запесоцкий.
Многие десятилетия государство контролирует вузы формально, на бумаге – в реальности же студенты часто предоставлены сами себе и сами решают, нужно им находиться на лекциях или нет. Результатом такой политики государства в сфере высшего образования, отмечает академик Российской академии образования Запесоцкий, является низкий уровень подготовки специалистов – «такова традиция: тридцать лет преподаю в вузе, никогда государство за качество не спрашивало. И кто-то удивляется, что в стране новые мосты рушатся, самолеты падают, врачи не те органы вырезают?!». В то же время, профессор отмечает, что «во многих отечественных вузах преподают как минимум не хуже, чем в американских. Но спрашивают за результаты совсем иначе».
Напомним, что сам ректор Запесоцкий неоднократно становился объектом критики за нетерпимое отношение к прогулам. В вузе существует открытый антирейтинг злостных прогульщиков, а не так давно в сети обсуждалось письмо студентки, которую не отпустили с занятий на крестины. Руководитель вуза тогда занял принципиальную позицию, согласно которой основанием для неявки на лекции может быть либо болезнь, либо происшествие, вызвав тем самым шквал негодования от завсегдатаев форумов и социальных сетей.
В то же время, жесткие высказывания руководителя ВУЗа относительно дисциплины не отталкивают абитуриентов – в прошлом году, например, конкурс на факультет журналистики составил 16 человек на место. Как говорит сам Запесоцкий: «Обнадеживает то, что дети порядочные еще не перевелись. Есть такие, кто всерьез учится. И вузы, плывущие против течения, тоже есть. Хотя их и не так много, как хотелось бы».
Для справки:
Запесоцкий Александр Сергеевич
Ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный артист России.
С 1986 года работает в Высшей профсоюзной школе культуры, с 1991 года — ректором.
В 1991 году возглавил созданный на базе ВПШК Гуманитарный университет профсоюзов.
Автор изобретений в области оборонной космической техники и свыше 2000 научных и научно-популярных работ, учебных пособий, монографий по проблемам культуры, образования, СМИ, профсоюзов, социальной и молодежной политики, международных отношений, опубликованных на 14 языках разных стран.
Председатель Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по труду и социальной политике. Председатель Исполкома Конгресса петербургской интеллигенции. Заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга. Член правления Российского детского фонда.
Лауреат премий Правительства РФ (2007) и Правительства Санкт-Петербурга (2010) в области образования и Горьковской литературной премии (2007). Почетный доктор университетов США, Ирландии, Украины и Польши. Академик Академии наук искусств (Париж), Европейской академии наук и искусств (Зальцбург).