"Всё решится в течение месяца". Депутаты омского Заксобрания об отмене прямых выборов мэра
Депутаты Омского городского Совета, которым неожиданно разонравилась имеющаяся система местного самоуправления, направили в Законодательное Собрание региона обращение, где изложили свои мысли по поводу реформы. Наш корреспондент отправился в областной парламент, чтобы узнать, витают ли здесь "горсоветовские" настроения и почему недавно принятый региональный закон о сохранении прямых выборов мэра вдруг оказался неактуален.
Депутаты Омского городского Совета, которым неожиданно разонравилась имеющаяся система местного самоуправления, направили в Законодательное Собрание региона обращение, где изложили свои мысли по поводу реформы. Наш корреспондент отправился в областной парламент, чтобы узнать, витают ли здесь "горсоветовские" настроения и почему недавно принятый региональный закон о сохранении прямых выборов мэра вдруг оказался неактуален.
Андрей Алёхин, лидер фракции КПРФ:
- Ситуация эта касается не только мэров. Есть уже инициативная группа, которая считает, что глав районов и поселений нужно не избирать, а назначать. И федеральный закон, который недавно был принят и подписан Президентом, позволяет это сделать. Позиция компартии Российской Федерации на всех уровнях - категорически против. Мы считаем, что и мэр города, и главы районов должны отвечать не перед губернатором, а перед населением. Прежняя схема должна действовать. В Новосибирске, кстати, не собираются менять систему, несмотря на установку из Кремля.
Сергей Калинин, председатель комитета по законодательству:
- Возможно, в предложенной инициативе есть рациональное зерно. Но я бы не торопился в Омске вводить эту систему. У нас в этом году мэра не выбирают, есть возможность посмотреть, что будет в других регионах. Пока моя позиция такая: с этим законом надо повременить. Вдруг мы на примере других регионов увидим, что новая система ещё хуже работает.
Александр Артёмов, лидер фракции "Единая Россия":
- Да не будет никакого сити-менеджера! В федеральном законе есть вариант, когда это будет полноценный глава города, а не сити-менеджер. Что касается моего мнения, то пять лет назад я и Федотов Юрий Николаевич выступали на радио и в течение полутора часов пытались убедить население Омска в том, что сити-менеджер нужен. Предпосылки выстраивать эту систему были уже тогда. За прошедшее время моё мнение не изменилось.
Алексей Провозин, лидер фракции "Справедливая Россия":
- Институт сити-менеджера, по сути, это ещё слабоизученная система. Какие у неё плюсы и минусы, пока говорить сложно. Время покажет, полезна она или нет. Но, конечно, прямые выборы мэра более демократичны. Хочу отметить, что, когда градоначальник выбирается из депутатов, а потом назначается исполнительный орган, - это фактически советская система. А во время Советского Союза было создано много полезного, что, правда, впоследствии бездарно загубили. И эта система хорошо работала. Во-первых, она усиливает значение депутатского корпуса, а во-вторых, убирает исполнительный орган из политики. Надо думать, какая система лучше. Горсовет к нам обратился - будем думать. У нас есть месяц для того, чтобы выработать решение. Выбирать будет власть города, наша функция - дать ей ту систему, которую она хочет.
Дмитрий Галаванов, член фракции "Единая Россия":
- Я сторонник назначения мэра. У нас область одна, и нет смысла держать на одной территории двух начальников, искусственно делить полномочия. Губернатор находится в городе, основные полномочия у него, он в идеале должен быть избран, к чему мы и придём, скорее всего. Двоить обязанности нет смысла. Это порождает бюджетные конфликты, управленческие.
Вадим Морозов, член фракции "Единая Россия":
- Название - это не первоочередное, главное, чтобы была работа. Если предлагается какая-то качественная система, инструмент, это не значит, что он будет успешно функционировать. Должность сама по себе не работает, всё зависит от человека, который её занимает. Если он переживает за город, эффективно работает в течение, допустим, десяти лет, то и дальше будет продолжать в том же духе. А если этого не происходило, то чудес от него и на новой должности ждать не стоит.
Напомним, впервые идея ввести пост сити-менеджера возникла в Омске в 2005 году, когда во время избирательной кампании на пост градоначальника Радиозавод им. Попова одномоментно выдвинул 22 кандидата с единым доверенным представителем Иваном Поляковым, занимавшим на тот момент должность генерального директора предприятия. Единственным пунктом предвыборной программы было предложение назначать мэра Омска.
Спустя почти девять лет, когда в декабре 2013 года инициативная группа омичей предложила вынести вопрос о сити-менеджере на общегородской референдум, Иван Поляков, комментируя новый виток обсуждений, отметил, что заводская идея хоть и не была поддержана в своё время омичами, но получила развитие в масштабах всей страны.
- Практически сразу после тех выборов в Омске во многих городах России перешли к назначению мэров, причём, в городах крупных. Главное, что мы дали старт общественной дискуссии, очень востребованной общественной дискуссии. Если говорить о сегодняшней инициативе, то лично я всегда исхожу из того, что любая общественная инициатива позитивного характера должна поддерживаться. Другое дело, мне представляется, что в 2005 году (почти 10 лет назад) этот вопрос был куда более актуальным. Сейчас я не могу быть в этом столь уверенным, - рассказал генеральный директор Межгосударственной корпорации развития в интервью информагентству "Омск Здесь".
Напомним, что в России первые сити-менеджеры появились в 2005 году в Тюмени и Кургане, а в 2014 году такую управленческую модель опробовали уже в 20 городах, среди которых Барнаул, Нижний Новгород, Челябинск, Норильск, Улан-Удэ. К сегодняшнему дню, по оценкам экспертов, новую систему местного самоуправления приняли около 90% административных центров.