Сергей Демченков: "Тотальный диктант" - это реклама грамотной речи"
18 апреля по всему миру пройдёт добровольная акция по проверке грамотности "Тотальный диктант". О том, как акция пройдёт Омске, рассказал региональный координатор "Тотального диктанта" Сергей Демченков.
18 апреля по всему миру пройдёт добровольная акция по проверке грамотности "Тотальный диктант". О том, как акция пройдёт Омске, рассказал региональный координатор "Тотального диктанта" Сергей Демченков.
- Регистрация участников "Тотального диктанта" началась 7 апреля, и за первые сутки заявки подали более 500 человек, заполнив главную площадку. На ваш взгляд, сколько будет участников в этом году?
Очень сложно спрогнозировать. В прошлом году мы ожидали человек пятьсот - раза в два больше по сравнению с 2013-м. Но пришло почти 1800 человек. Рассчитываем, что в этом году придёт не меньше 2500 человек, но может быть и больше. Даже не решусь спрогнозировать цифры.
- Сколько площадок будет действовать в городе и области?
19 открытых площадок и несколько закрытых для студентов и сотрудников соответствующих учебных заведений или работников предприятий. Скажем, радиозавод им. Попова организует специальную площадку для своих сотрудников. Было желание и у других предприятий, но не знаю, доведут ли они до конца этот замысел. Всего на данный момент у нас 26 площадок. По их количеству мы чуть-чуть не дотягиваем до Санкт-Петербурга и близки к родине "Тотального диктанта" - Новосибирску, где их 30. Также в 24-х районах Омской области впервые открываются 35 площадок.
- Сергей Александрович, на Ваш взгляд, чем вызвана популярность акции - это мода на интеллектуальное развлечение или реальный запрос на образование и повышение собственной грамотности?
- Думаю, здесь работает множество разных факторов. Мы живём в эпоху флешмобов, и такого рода массовые акции добровольного характера сейчас очень популярны и активно подхватываются, стоит только бросить какой-то клич. Любое общественное движение, достигнув какой-то планки, либо схлопывается, либо, если оно попало в струю и оказалось востребованным, начинает бурный, энергичный рост (что мы сейчас и видим на примере "Тотального диктанта", чья аудитория стала буквально удваиваться каждый год). Но есть, мне кажется, важный глубинный фактор - интерес к родному языку, желание правильно говорить и писать. Есть неравнодушие к судьбам нашей страны и нашей культуры. Мне запомнился случай, который произошёл в большом торговом центре: мимо проходила парочка мужичков, и один употребил в своей речи не вполне парламентарное слово, но как-то замялся стыдливо и попытался исправить в нём ударение. По-моему, это хороший показатель - даже у самых неизощрённых в филологии людей есть желание сказать правильно.
- В этом году впервые начали работать подготовительные курсы к диктанту. Насколько они популярны?
- Пока мы с вами разговариваем, в соседней аудитории человек семьдесят повторяют правила орфографии и готовятся к диктанту. Уже месяц около сотни людей самых разных возрастов и профессий каждую неделю, в пятницу вечером ходят на курсы. Тяга к образованию и правильности речи есть, но её, как и многие хорошо запрятанные качества, надо вытаскивать наружу. Это дремлет в глубине души и само по себе не проявится, его надо взять за уши и вытащить наружу. И "Тотальный диктант" - один из инструментов, которые позволяют это сделать.
Насколько высок (или невысок) уровень грамотности участников акции?
Тотальный диктант - это не какой-то универсальный и объективный тест на грамотность. Надо понимать, что состав аудитории в разные годы варьируется. Если филфак какого-либо университета захочет массово писать диктант, то понятно, что уровень грамотности в этом городе возрастёт. Как объективные показатели результаты Тотального диктанта рассматривать не надо. Тем более неправильно поднимать крик по поводу того, что Россия безграмотна, как это часто делают журналисты. Тотальный диктант существует не для этого. Это не измеритель грамотности, а средство проверить себя лично и заинтересовать людей в совершенствовании своих речевых и орфографических навыков. Процент отличных оценок в целом невысок. Но, с другой стороны, было бы странно, если бы 20-30 процентов участников писали диктант на "пять". Этого, конечно, хочется, и в какой-то другой идеальной реальности, наверно, это возможно. Печально, что абсолютно грамотных людей мало, но это абсолютно закономерно. Наша задача - стремиться к тому, чтобы их стало больше. Но не надо возлагать сверхнадежд на то, что все напишут "Тотальный диктант", и после этого грамотность возрастёт в разы. Это очень медленный и постепенный процесс, нужны годы и десятилетия, чтобы поднять грамотность в стране на несколько процентов.
- Акция достигла в Омске своего пика? В каком направлении она будет развиваться?
- "Тотальный диктант" - это реклама грамотной речи. Его конечный смысл не в наращивании аудитории, хотя этот процесс может продолжаться в геометрической прогрессии ещё не один год. Но конечная цель в том, чтобы разовый выход на борьбу с собственной безграмотностью сделать постоянным делом всё большего числа людей. Важен не столько сам диктант как акция, а те последствия, на которые он стимулирует людей. И здесь своей кульминации он не достиг. Можно в этом направлении работать и работать. Хорошо, что в этом году удалось открыть курсы: люди учатся или освежат в памяти знания. Надо проводить другие мероприятия, которые тематически будут связаны с диктантом по русскому языку. Нужно инвестировать (в широком смысле этого слова) в русский язык - и финансово, и людскими ресурсами, и добрым отношением. Так что впереди ещё много работы, и успокаиваться рано.
Фото: Дмитрий Феоктистов