Брендинг сибирских городов: чему может научиться Красноярск
Осознанному брендингу городов в России и СНГ не более 5 лет. Новое явление становится не только модным трендом, но и популярной практикой. Однако для крупных российских городов придумать бренд оказывается слишком сложной задачей.
Тема бренда Красноярска актуальна не первый год. Первая попытка брендирования города была предпринята в 2012 году в рамках проекта «Красноярский креативный кампус». Тогда горожанам были предложены несколько концепций — «Глобальный город», «Красноярск — сердце Сибири», а также «Мегаполис в тайге». Однако заметных шагов от разговоров к действию так и не было сделано.
В марте 2015 года глава города Эдхам Акбулатов заявил, что городу необходимо работать над созданием собственного бренда. Привычное представление о Красноярске связано с Енисеем, «Столбами», с Часовней Параскевы Пятницы, с Красноярской ГЭС и железнодорожным мостом. Но в городе появляются новые символы — Сибирский федеральный университет, международный музыкальный фестиваль стран АТР, Ярыгинский турнир, Всемирная Универсиада — всё это формирует имидж Красноярска на мировом уровне.
Обсуждения бренда города возобновились в сентябре 2015 года, когда выпускница Института архитектуры и дизайна СФУ Маргарита Стасевич презентовала свой проект регионального бренда главе города Эдхаму Акбулатову.
Главным цветом бренда города, по мнению молодого дизайнера, должен быть выбран красный, а главной мыслью – единство истории и современности. В элементах бренда города достаточно чётко можно узнать его достопримечательности. К примеру, буква «а» в названии Красноярска напоминает часовню Параскевы Пятницы.
«Создание бренда города — это большая и ответственная работа, ведь за ним стоит уникальное, узнаваемое «лицо» мегаполиса. Поэтому перед тем как реализовать свои идеи, необходимо обсудить их и с экспертным сообществом и с горожанами, чтобы прийти к общественному консенсусу», — сообщил глава города.
Дизайн-проект решено вынести на обсуждение на Красноярском городском форуме. В случае одобрения общественности он может стать основы для разработки единой концепции бренда города.
БРЕНД — ПЕРЕЗАГРУЗКА ЭКОНОМИКИ
Бренд города — это идея, которая объединяет жителей и служит основой для общения города с внешним миром.
Осознанному брендингу городов в России и СНГ не более 5 лет. Судя по количеству попыток брендирования городов в России и странах СНГ, а их уже не менее ста, это новое явление становится не только модным трендом, но и популярной практикой. Однако для крупных российских городов придумать бренд оказывается слишком сложной задачей.
«Чем больше город, тем сложнее заниматься брендингом. Ни у одного крупного американского или европейского города не получился проектный брендинг. О Париже и Риме мы знаем по имиджу, который складывался сотнями лет», — считает глава научно-консалтинговой компании «Живые города» Денис Визгалов.
Суть бренда заключается в том, что он помогает зафиксировать эмоциональное пространство города в вербальной и визуальной формах. По мнению специалистов, бренд, принятый населением и внедренный в городскую жизнь, может служить коммуникационным инструментом, чтобы повысить эффективность отдельных программ по привлечению туристов, инвесторов и продвижению товаров.
ОМСК
Первый город в Сибири, который официально принял бренд — Омск. В октябре 2011 года правительство Омской области утвердило новый бренд региона в виде медвежьей лапы с елями вместо когтей, по контуру напоминающей очертания региона. Внутрь лапы вписаны звёзды, снежинки, зимний лес, храм и лезвия агротехники. В общей сложности на разработку «концепции бренда» область потратила 12 млн рублей. Победитель конкурса проектов получил 500 тысяч рублей автору «за многомесячный труд». Слоган Омской области звучит как «Омский регион — открытая Сибирь».
НОВОСИБИРСК
По иному пути пошла Новосибирская область. «В целях экономии бюджета» в конкурсе на разработку бренда предложили принять участие не профессиональным дизайнерам и рекламщикам, а жителям региона. Новосибирцы предложили несколько десятков вариантов. На сайте Минэкономразвития стартовало голосование. Итоги голосования обещают подвести в конце сентября. Среди предложенных вариантов — «Откройте прекрасное», «Сердце Сибири на берегах Оби», «Город больших форматов», «Я видел Сибирь», «Сибирь здесь», «Гостеприимство в нашей природе»,
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ — ТАЙМЫР
В отдельных частях Красноярского края бренд уже официально утвержден. В феврале 2015 года полуостров Таймыр получил официальный бренд, который разрабатывался около четырёх месяцев. По словам дизайнеров, их задачей было передать аутентичность и национальный колорит, а также «увеличить лояльность к властям». Слоган: «Край тысячи озёр».
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
В марте 2015 года на туристической выставке «Интурмаркет-2015» Алтайский край впервые участвовал под новым брендом, который «разрабатывали и утверждали больше года». По словам дизайнеров, на логотипе изображено сердце, которое по контуру напоминает Алтайский край, а перекрестье образует букву А — первую букву наименования региона. Стоимость разработки оценивается в 1,2 млн рублей. Слоган: «Всё настоящее!».
ИРКУТСК — ТОМСК
В нескольких сибирских городах в разное время уже предпринимались попытки разработать бренд, однако эти попытки не увенчались успехом. В 2014 году в Иркутске презентовали две концепции, одна из которых презентует город как культурную столицу Сибири, а вторая — как город чистой воды.
Осень 2015 года власти Томской области тоже объявили конкурс на лучшую концепцию визуального и вербального стиля территориального бренда. Автора лучшей концепции наградят за счет спонсорских пожертвований.
Иллюстрации к материалу: дизайн-проект Маргариты Стасевич, агентства «Снег», рекламиста Станислав Иванченко, группы компаний Newton.