Стократное снижение штрафов не успокоило дальнобойщиков
С середины ноября водители большегрузного транспорта проводят по всей стране акции против введения системы оплаты за проезд по федеральным трассам. Корреспондент Sibnovosti.ru выяснил, почему водители грузовиков решили заявить о себе на всю страну.
С середины ноября водители большегрузного транспорта проводят по всей стране акции против введения системы оплаты за проезд по федеральным трассам. Корреспондент Sibnovosti.ru выяснил, почему водители грузовиков решили заявить о себе на всю страну.
Дальнобойщики требуют отменить сбор, который ввели с 15 ноября 2015 года. Плата предусмотрена за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным дорогам общего пользования. Владельцы грузовиков должны платить 1,53 руб. за 1 км и таким образом компенсировать вред, наносимый дорожному покрытию. С 1 марта 2016 года тариф будет расти: до 3,73 рублей за 1 км.
Процесс взимания платы обеспечивает система «Платон». Ее весьма обширная сеть распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог и более чем на 2 млн транспортных средств.
Чтобы совершить рейс по федеральной трассе, перевозчику теперь нужно воспользоваться одним из предложенных оператором способов. В частности, грузоперевозчикам на безвозмездной основе выдаются специальные бортовые устройства. В качестве альтернативы можно оформить для проезда маршрутную карту. Таким образом, установка бортового устройства не является обязательным для пользователей системы «Платон».
По итогам двух недель работы системы в федеральный дорожный фонд было собрано 550 млн рублей. Планируется, что в 2016 году сбор платежей принесет 40 млрд рублей. Эти деньги будут потрачены на ремонт федеральных трасс.
Многие водители столкнулись с тем, что система «Платон» испытывает перебои в работе. В Минтрансе неполадки объяснили «организованными действиями недоброжелателей системы».
За невнесение платы водителям и их работодателям полагаются штрафы, хотя пока их еще не выписывают. Предполагалось, что размер штрафа составит для юридических лиц 450 тысяч рублей за первое нарушение и миллион рублей — за последующие. Начать штрафовать дальнобойщиков планировали с 15 ноября. Однако позднее эти планы правительство пересмотрело.
ГЕОГРАФИЯ ПРОТЕСТА
Бунт зрел в течение нескольких месяцев: риторика водителей стремительно смещалась к критике действий правительства страны. Поначалу дальнобойщики старались напомнить, что они в целом поддерживают политику властей, но затем начали укорять государство за многие «просчеты» — в том числе за запуск масштабного федерального проекта без обсуждения его общественностью. Водители твердили, что новый сбор приведет к разорению мелких перевозчиков и в результате — к увеличению цен в магазинах.
В качестве аргумента протестующие приводили высказывание президента Сбербанка Германа Грефа о том, что внедрение «Платона», по оценкам разных экспертов, добавит инфляции примерно 1,5%.
«Если система взимания платы все-таки заработает, то нам придется поднимать цены, чтобы окупить свои поездки. Тогда стоимость перевозимых товаров возрастет на 12–15%», — жаловались дальнобойщики.
Обсуждение из Интернета вылилось в масштабные акции протеста. Например, в Санкт-Петербурге несколько сотен водителей большегрузного транспорта приехали к Смольному — перед акцией они сожгли несколько покрышек и пообещали уничтожить свои машины.
В нескольких регионах дальнобойщики блокировали движение по федеральным трассам. 19 ноября в десятках регионов дальнобойщики провели единую акцию протеста по технологии «Улитка»: грузовики ехали по трассам с минимальной скоростью, фактически перекрыв движение.
В Новосибирске 1 декабря протестующие сняли с себя нижнее белье и вышли с ними на дорогу, «чтобы показать, что с введением платы за проезд по федеральным трассам они остаются ни с чем».
В Саратове рядом с офисом «Платона» 30 водителей устроили флешмоб: накинули себе на шеи удавки, демонстрируя, к чему приведет введение нового сбора.
В Красноярском крае первая акция протеста прошла на трассе под Ачинском: 40 грузовиков стояли на обочине дороги, не блокируя проезд. 19 ноября на Северном шоссе в Красноярске около 60 грузовиков вновь выстроились по обочинам — водители потребовали отставки министра транспорта РФ Максима Соколова и руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта. 29 ноября на Театральной площади протестующие собирали деньги на «таблетки от жадности» для инвесторов «Платона». Также люди держали плакаты: «Мы не хотим платить за дороги, которых нет», «Новый налог приведет к росту цен».
В Росавтодоре заметили, что часть «несогласных» перевозчиков относится к так называемому серому сегменту рынка, где зачастую работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур.
Неразбериха породила уже несколько проектов, предлагающих изменения в системе. Так, в конце ноября глава Минтранса Максим Соколов провел встречу с водителями большегрузов. По итогам беседы он сообщил, что отмена системы «Платон» на данный момент невозможна. Но правительство и депутаты Госдумы, отметил Соколов, уже сделали компромиссные шаги и снизили соответствующие платежи. Так, акциями протеста перевозчики добились от Минтранса РФ решения отложить введение штрафов.
Глава Минтранса также предложил перевозчикам принять участие в отборе проектов дорожной инфраструктуры, на которые будут направлены собранные деньги.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, федеральный центр понимает, что при введении в действие системы «Платон» «отдельные проблемы есть, случаются сбои в работе, и каждый такой случай анализируется». Кроме того, как пояснил вице-премьер, проходят встречи с ассоциациями перевозчиков, в регионах ведется разъяснительная работа с транспортными компаниями.
Полумеры не устроили протестующих. В настоящий момент водители грузовиков готовятся к всероссийской акции протеста. Если раньше водители выражали свое недовольство в своих регионах, то на этой неделе они планируют попасть в Москву.
Организаторы акции подчеркивают, что дальнобойщики требуют ввести тестовый режим системы «Платон» на полгода для того, чтобы удостовериться в нормальной работе системы, а также получить бортовые устройства. В качестве второго требования называется снижение платы за проезд по федеральным трассам «до обоснованного и проверенного Общественной палатой и Минэкономразвития уровня», которая, по утверждению Трунаева, не должна превышать 97 копеек за километр. Третьим требованием является введение постоплаты за проезд. Четвертым — обеспечение всех заинтересованных специальными трекерами. «Пятое —штрафы не должны превышать 40-50 тысяч рублей.
Протест дальнобойщиков не остался без внимания политических партий, хотя изначально носил чисто экономический характер. Проблема вызвала раскол и среди депутатов Госдумы. Так, председатель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов направил письмо Владимиру Путину с просьбой снизить тарифы и отложить на два года взимание платы. Лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев заявил, что ситуация с «Платоном» свидетельствует о том, что правительство не всегда может перестраивать свою работу.
По мнению председателя профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, у людей остался «последний легитимный шанс донести свою точку зрения». Однако водители уже сделали свое дело — привлекли внимание к проблеме, отмечает он, дальше должны вступать аргументы товаропроизводителей: удорожание продукции, потеря конкурентоспособности и снижение спроса должны показать, что «Платон» нанесет ощутимый ущерб экономике.