Город для людей
Уже сейчас в краевой столице появляются районы, где «с чистого листа» реализуется принцип города для людей, а не для автомобилей
Транспортный вопрос – одна из главных проблем миллионного Красноярска, для решения которой требуются значительные материальные ресурсы и время. Но уже сейчас в краевой столице появляются районы, где «с чистого листа» реализуется принцип города для людей, а не для автомобилей, а вопросы как личного, так и общественного транспорта решаются по современным стандартам.
Быстрый рост личного автопарка – только в 2014 г. в Красноярском крае находились на учете в ГИБДД более 888,6 тыс. легковых автомобилей – не вписывается в узкие улицы старого центра, через который в связи с особенностями географического расположения Красноярска неизбежно пролегают основные маршруты движения. Неравномерное расселение горожан, непродуманная маршрутная сеть и другие недостатки системы общественного транспорта каждый день «забивают» дороги мегаполиса огромными пробками.
Транспортной проблемой (с переменным успехом) власти занимаются давно – это и введение платных парковок в центре города, которое должно ограничить транзитный автомобильный поток, и расширение проезжей части, и организация левых поворотов, и попытки оптимизировать схемы движения, и, конечно, строительство новых крупных дорожных объектов, таких как развязки, путепроводы и 4 мост.
Перекресток семи дорог
Создание новой дорожной инфраструктуры действительно должно изменить ситуацию. Согласно новому проекту улично-дорожной сети, который был утвержден перед Новым годом, до 2033 г. в Красноярске протяженность городских дорог вырастет с 1,08 до 1,4 тыс. км, скоростных магистралей – на 4 км. Через Енисей будет построен пятый мост, с 11 до 25 увеличится количество путепроводов и будет возведена 31 новая транспортная развязка. Цель проекта – разгрузить стоящие в пробках районы, ликвидировать «узкие места», увеличить скорость передвижения по городу.
Перспективы Красноярска как города с транспортной доступностью можно рассмотреть на примере одного из строящихся микрорайонов. В новой транспортной схеме одним из крупных транспортных узлов станет северная часть Взлетки, где сейчас возводится жилой микрорайон Преображенский. В районе ул. 9 Мая, Авиаторов, Подзолкова, Караульной планируется построить еще один путепровод через железную дорогу – в продолжение ул. Подзолкова, а также многоуровневую развязку на пересечении ул. Шахтеров, 9 Мая и Караульной, которая заранее будет расширена.
Впрочем, уже сейчас район за ледовой «Ареной. Север», застраиваемый ООО Красноярск-Сити (совместный проект ГК «Монолитхолдинг» и ОАО «Агат»), имеет выгодное местоположение с точки зрения транспортных потоков. По новой эстакаде через пути, продолжающей ул. Авиаторов, можно сразу выехать на Северное шоссе с прямым доступом на загородные трассы, а в обратную сторону по Авиаторов попасть на остров Татышев и правый берег через Октябрьский мост. В центр ведет короткая дорога по ул. Шахтеров, в Октябрьский район – ул. Караульная.
Практически в любую точку города из Преображенского можно доехать на личном автомобиле за 15–20 минут, а по новой развязке с ул. Авиаторов на Северное шоссе и дорога в аэропорт занимает не более 40 минут.
Транспортные возможности были одним из главных факторов для застройщика в процессе работы над проектом района:
«Очень часто мы смотрим на опыт мегаполисов, чтобы не повторить тех ошибок, что уже совершали до нас. Неоднократно отмечали, что самым главным при выборе жилья становится место, место и еще раз место. Не зря так много времени было уделено «посадке» данного микрорайона в общую инфраструктуру города, чтобы уже сегодня все жители и гости микрорайона могли комфортно жить и удобно перемещаться», – отмечает Петр Голубь, директор ООО «Красноярск-Сити».
При этом в перспективе транспортная доступность района вырастет не только за счет появления новых дорог и развязок, но и благодаря развитию другого крупного инфраструктурного проекта.
«После подписания соглашения с РЖД рядом с Преображенским будет построена платформа для городской электрички. В перспективе проект станет красноярским «наземным метро».
По сути, рядом с микрорайоном запланировано создание комплексного узла с остановкой городских маршрутных автобусов и электричек. То есть транспортная инфраструктура Преображенского будет такова, что, при желании, его жители смогут обходиться и без личного транспорта», – говорит Петр Голубь.
На этом подходе, кстати, настаивали и представители японской компании NikkenSekkei, которые участвовали в разработке проекта микрорайона.
Автомобили – под землю
Идеи преобразования города для автомобилей в город для людей, которые приветствуются современными архитекторами, реализовать в масштабах всего Красноярска невозможно по объективным причинам – хотя проектировщики и делают попытку, «рисуя» новые общественные пространства, увеличивая площади набережных, парков и скверов (с 2,1 до 3,1 тыс. га по новому проекту планировки улично-дорожной сети). Но принципиально изменить городскую среду можно только в новых районах, которые пока еще проектируются или строятся.
К сожалению, в Красноярске есть примеры новых освоенных территорий, где транспортная ситуация однозначно не лучше, чем в центре города: микрорайон Покровский из-за непродуманной планировки и плотной застройки панелек превратился в одну большую автостоянку на газонах, тротуарах и во дворах.
Иначе, согласно замыслу, будет выглядеть Преображенский. Центром района, как ДЕЛА.ru уже писали, станет широкий и протяженный пешеходный проспект. Несмотря на то, что в районе поселятся в перспективе 15 тысяч человек, автомобили не станут приметой городского пейзажа.
«Близость необходимых для жизни социальных и культурных объектов, велосипедные дорожки, ландшафтный дизайн и подсветка домов и улиц в Преображенском, надеемся, будет стимулировать жителей больше гулять и передвигаться внутри района на велосипедах, роликах и даже сигвеях, которыми мы уже привыкли пользоваться в европейских странах. Тем более, что наличие нескольких скверов и особенно, специальные покрытия из брусчатки и создание безбарьерной среды будет способствовать спортивным прогулкам и катаниям в Преображенском» уверена Наталья Масютина, руководитель отдела маркетинга ГК «Монолитхолдинг».
Подземные стоянки предусмотрены для собственников жилья, а гости, которые приедут в Преображенский, смогут оставлять свои автомобили в гостевом паркинге.
«Паркинг в микрорайоне предусмотрен под каждым домом или непосредственно рядом с ним, с выходом к лифту – все по современным стандартам. Это решение не просто удобно для собственников квартир. Оно позволяет формировать более здоровую окружающую среду: никто не прогревает автомобили во дворе, загрязняя воздух, а шум двигателей не мешает жильцам, – говорит Петр Голубь. – Именно поэтому мы считаем, что красноярцы готовы к цивилизованному подходу, принятому во всем мире: купил квартиру, купил и парковку. Это комплексное и удобное решение».
В планах застройщика, впрочем, не только обеспечить жильцов новых домов удобными парковками, но и в целом создать комфортные условия для жизни, работы и отдыха внутри микрорайона, без необходимости выезжать за его пределы. В принципе, такая концепция уже частично реализована в Красноярске, в районе Южный берег, но в Преображенском ее планируется применить более масштабно.
По словам представителей «Монолитхолдинга», в районе разместятся многочисленные магазины, культурные заведения, скверы и парки, а на первых этажах расположатся коммерческие офисы. В Преображенском будут свои детские сады и школа. Совсем рядом с микрорайоном работает ледовый стадион «Арена-Север», где могут заниматься спортом и дети, и взрослые, а для «большого шопинга» в практически шаговой доступности находятся ТРЦ «Планета» и гипермаркет «Лента».
Безопасными и свободными от транспорта будут дворы. «Люди могут выстраивать свой бизнес или работать рядом с домом и здесь же отдыхать, заниматься спортом и развлекаться. Машина в этом случае потребуется только для дальних поездок, – считает Наталья Масютина. – По сути, это тоже новый принцип жизни для красноярцев, которые привыкли даже в булочную ездить на автомобиле, и один из признаков Умного города, концепции, которую мы реализуем в Преображенском».