Крушение Boeing 737: что известно об авиакатастрофе лайнера Flydubai
Корреспондент Sibnovosti.ru рассказывает все, что известно о катастрофе, пассажирах, находившихся на борту, и авиакомпании, совершавшей полет.
В ночь на 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону при посадке разбился самолет Boeing 737 авиакомпании Flydubai. На борту самолета находилось 62 человека — 55 пассажиров и семь членов экипажа. Среди основных версий катастрофы, которые рассматривает СК — ошибка пилота, неблагоприятные метеоусловия и техническое состояние воздушного судна. Корреспондент Sibnovosti.ru рассказывает все, что известно о катастрофе, пассажирах, находившихся на борту, и авиакомпании, совершавшей полет.
Самолет выполнял рейс FZ981 по маршруту Дубай — Ростов. В числе пассажиров были семьи, летевшие домой с отдыха. Самолет вылетел из Дубая в 22:38 по местному времени (21:38 по московскому) и должен был приземлиться в Ростове примерно в час ночи. Самолет кружил над городом больше двух часов; пилот спрашивал диспетчера, улучшились ли метеоусловия.
По данным ростовского издания Donday.ru, диспетчерская служба аэропорта несколько раз предупреждала пилотов, летевших в Ростов-на-Дону, о плохой погоде. В аэропорту незадолго до FZ981 пытался трижды приземлиться самолет «Аэрофлота» SU1166 из Москвы; в итоге пилот принял решение лететь в Краснодар. В это же время в ростовском аэропорту успешно совершили посадку два самолета: в 1:23 приземлился самолет S7 Москва — Ростов-на-Дону, в 1:28 — самолет «Уральских авиалиний» Худжанд — Ростов-на-Дону.
«Командир экипажа сам принимает решение, сажать борт или нет», — отметила в беседе с РИА Новости представитель ростовского аэропорта Ольга Ладейщикова, отвечая на вопрос о том, почему пилот упорно пытался совершить посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, а не ушел на запасной аэродром.
В 3:41 самолет пропал с радаров. Лайнер заходил на посадку и упал в 253 метрах от взлетно-посадочной полосы, перед этим задев взлетную полосу крылом. Лайнер упал с высоты порядка 900 м, не подав при этом сигнала бедствия. За крушением последовал взрыв, самолет полностью разрушился.
Пассажиры и экипаж
На борту находились 44 россиянина, восемь украинцев, двое граждан Индии, один гражданин Узбекистана. Представитель Ростуризма Светлана Сергеева сообщила, что среди них — 30 клиентов туроператора «Натали Турс» — компании, специализирующейся на массовом отдыхе. Также среди пассажировбыли трое клиентов туроператора «Арт-Тур». Среди пассажиров находился депутат заксобрания Ростовской области Игорь Пакус — известный медик, возглавлял городское управление здравоохранения, работал главным врачом областной клинической больницы. В авиакатастрофе также погибла президент негосударственного пенсионного фонда «Роствертол» Эльвира Белякова.
В составе экипажа разбившегося FZ981 были два испанца, россиянин, колумбиец, киприот и гражданин Сейшельских островов. Командир разбившегося самолета — уроженец Кипра Аристос Сократус, до этого он ни разу не летал в Ростов-на-Дону. Командир совершил почти 5700 часов налета; по требованиям Flydubai — чуть больше необходимого минимума. Злополучный рейс для киприота должен был стать одним из последних в компании FlyDubai. Сократус должен был перейти в авиакомпанию Ryanair и собирался вернуться на Кипр в течение ближайших нескольких недель. Также СМИ уточняют, что у Аристоса Сократуса на родине осталась беременная жена.
Причины трагедии
Эксперты практически единодушно отрицают возможность теракта. Следствие отрабатывает две основные версии случившегося: ошибка пилотов и техническая неисправность.
Ранее в качестве причины падения «Боинга» в Ростове-на-Дону губернатор Ростовской области Василий Голубев назвал погодные условия.
Специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец заявлял, что в момент авиакатастрофы было зафиксировано редкое природное явление — струйное течение. По его словам, скорость ветрового потока в районе падения самолета превышала 100 километров в час (30 метров в секунду), а струйное течение наблюдалось на высотах от 600 до 10 тысяч метров.
«Самолет был загружен менее чем на треть, полупустым самолетом труднее управлять, когда дует сильный ветер, тем более порывистый», — заявил РБК генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.
Позднее глава Гидрометцентра России Роман Вильфанд подтвердил, что во время авиакатастрофы, произошедшей в международном аэропорту Ростова-на-Дону в ночь на 19 марта, наблюдались сложные погодные условия.
«Сильные осадки — за минувшие сутки в Ростове выпало до 30 миллиметров, низкая облачность — нижняя граница не превышала 600 метров. И самое главное — наблюдался боковой ветер, и что очень опасно для аэронавигационных условий — это так называемый сдвиг ветра», — отметил он.
Вильфанд пояснил, что под сдвигом ветра понимают смену направления воздушных потоков по вертикали на небольшом удалении. Так, если на высоте 500 метров дует южный ветер, то на высоте 1000 метров — северный. «Когда наблюдается такое явление, подъемная сила меняется, и самолет попадает в неуправляемую ситуацию», — отметил метеоролог.
«Сдвиг ветра», о котором сейчас много говорят как об основной причине — это действительно очень опасное погодное явление, серьезная угроза заходящим на посадку самолетам. На сравнительно небольшом отрезке по высоте, примерно в 100 метров, направление ветра резко меняется, вплоть до на 180 градусов. Или при том же направлении резко меняется скорость, на 80 километров в час. Это опасно тем, что не фиксируется никакими приборами. Только заходящий на посадку экипаж может предупредить остальных летчиков и диспетчерские службы о сдвиге ветра», — прокомментировал журналистам Заслуженный пилот России, летчик-испытатель и бывший командир летного отряда «Внуково» Юрий Сытник.
Расшифровка переговоров
В воскресенье, 20 марта, была опубликована полная расшифровка записи переговоров экипажа и диспетчеров аэропорта Ростова-на-Дону: разговор велся спокойно, без каких-либо признаков экстренной ситуации.
На вопрос пилота «Есть ли предупреждения о сдвиге ветра?» один из диспетчеров ответил «Нет». Когда пилот сообщил о снижении для захода, диспетчер рассказал, что порывы ветра достигали 14-18 м/с, видимость — шесть километров. В аэропорту отметили, что метеослужба не сообщала о сдвиге ветра на полосе. В конце разговора пилот сказал, что уходит на второй круг. Его последние слова на записи — «пока-пока».
К настоящему времени эксперты Межгосударственного авиационного комитета начали работу по расшифровке черных ящиков с разбившегося Boeing. Однако оба бортовых самописца оказались сильно повреждены механически. Специалисты ОАЭ и Франции приступили к осмотру, вскрытию и извлечению модулей памяти из защищенных накопителей для дальнейших работ по восстановлению кабелей подключения и подготовке к копированию информации.
Поисковые работы на месте трагедии были завершены в минувшее воскресенье, 20 марта. Начата ликвидация последствий авиакатастрофы. МАК начал расшифровку данных с бортовых самописцев Боинга. Они оказались поврежденными.
Flydubai
Лоукостер Flydubai основан в 2008 году правительством Дубая — как альтернатива дорогой Emirates. Самолеты компании летают по всему миру — в страны Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы.
В Россию самолеты Flydubai начали летать в 2010-м, первые рейсы были выполнены в Самару и Екатеринбург. К 2015 году у Flydubai появились маршруты до Казани, Краснодара, Минеральных вод, Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Ростова-на-Дону.
Каждую неделю Flydubai выполняет около 1400 перелетов. В 2014-м компания стала «лоукостером года» по версии ежегодной премии в области авиации CAPA Aviation Awards for Excellence.
В авиапарке компании около 50 новых самолетов Boeing 737-800 Next-Generation, средний возраст которых — 3,1 года. Самолеты авиакомпании никогда не попадали в серьезные авиапроисшествия. Известны лишь два случая, в которых фигурировал Flydubai.
Руководство авиакомпании Flydubai провело 20 марта пресс-конференцию в Дубае в связи с катастрофой. К журналистам вышли генеральный директор перевозчика Граит аль-Граит и вице-президент Джеймс Виал, сообщает издание Gulfnews. Руководители авиакомпании заявили, что условия аэропорту Ростова-на-Дону во время приземления лайнера были хорошими с точки зрения технического оснащения аэропорта.
Министр транспорта России Максим Соколов заявил, что не видит рисков ухода авиакомпании-лоукостера из ОАЭ FlyDubai с российского рынка до выяснения причин катастрофы в Ростове-на-Дону.
«Пока мы не видим рисков ухода FlyDubai с российского рынка до выяснения причин этой катастрофы. И будем продолжать работу с компанией. Тем более вы видите, насколько оперативно они откликнулись на эти трагические события», — заявил он, отметив, что 14 представителей авиакомпании прибыли в Ростов-на-Дону для помощи межгосударственному авиационному комитету.
Фото: пресс-служба МЧС России, МАК