Александр Долгов: «Студенческий спорт у нас в стране не развит»
Главный тренер сборной России по фристайлу Александр Долгов рассказал Sibnovosti.ru в Горной Саланге (Кемеровская область), где могулисты проводили свой предсезонный сбор
Главный тренер сборной России по фристайлу Александр Долгов рассказал ____Sibnovosti____.____ruв Горной Саланге (Кемеровская область), где могулисты проводили свой предсезонный сбор.
— Несколько лет назад было сложно представить, что представители сборной России по фристайлу проводят сбор в сибирской глубинке, а не в той же Канаде.
— Первое, это изменилось — это руководство федерации фристайла России, плюс активная позиция региональных федераций, и, конечно, поменялась экономическая ситуация в стране, которая подталкивает нас к принятию таких решений. Нужно развивать внутри страны тренировочные базы, неправильно зависеть от иностранных объектов — это большие риски, нас могут просто в один прекрасный момент туда не пустить. Я имею ввиду геополитическую конъюнктуру сегодняшнего дня. В любой прекрасный момент нам могут отказать под различным предлогом в тренировках. Причин может быть масса, сегодня один повод, завтра другой. Надо быть застрахованным, при этом, считаю, что заграницей надо тренировать, не закрываться от внешнего мира за четырьмя стенами, но домашняя база должна быть у любого олимпийского вида спорта — это 100%. Подчеркну, что в Горной Саланге все строилось около 3 лет на частные деньги. Бюджетных средств тут ни копейки, есть просто хорошая одержимость руководителя Дмитрия Викторовича Андрющенко, он фанат своего дела. Как можем, ему помогаем, с бизнесом проще договариваться, он более гибок к системе.
— Может, я не по адресу, но мы страна грандиозных проектов. Два года назад прошли Игры в Сочи, с точки зрения инфраструктуры домашняя Олимпиада не пригодилась вашему виду спорта?
— Под Сочи же строились не только объекты в горном кластере, но были и тренировочные базы сделаны, они были неплохими…
— «Были» — тут, пожалуй, ключевое слово?
— Да… Есть сооружения, на которых, к сожалению, подготовка невозможна, некоторые построены не в соответствии с международными стандартами. Эти склоны сейчас простаивают, реконструкция будет стоить, возможно, дороже, чем само строительство.
— Какие конкретно склоны вы имеете ввиду?
— Там у нас только стандартизированы могульные, по хаф-пайпу и акробатике, есть четкие параметры… Все-таки в Сочи сложные климатические условия, неподходящая высота, плюс — это коммерческий курорт «Роза Хутор», мы это еще и финансово не потянем при всем желании.
— «Роза Хутор» насколько дороже той же «Горной Саланги»?
— В разы, по всем компонентам, включая проживание, аренду склона и подготовку снега. Там больше нацеленность на туристов идет, профессиональные спортсмены в стороне. Да и когда появляется на Красной Поляне снег, у нас уже Кубок мира начинается, все ребята до марта-апреля в разъездах, а нам нужен ранний снег. Поэтому нам интереснее вкатываться в сезон в Сибири, где можно сделать снег к середине октября, вместо той же Финляндии, куда все ездят.
— В 2019 году, не так далеко от Саланги по сибирским меркам, в Красноярске пройдет зимняя универсиада. История с Сочи повторится?
— Учитывая опыт Сочи, тут мы уделили пристальное внимание согласованию технической части строительства, чтобы осталось наследие, эта ситуация на контроле. Мы очень довольны тем, что будет на Николаевской сопке сделано для фристайла, недавно там были вместе с президентом федерации. Рассчитываю, что в Красноярске будут тренироваться региональные спортсмены и сборная периодически приезжать. Другой вопрос по Универсиаде, что студенческий спорт у нас не развит в стране, а мы должны предоставить спортсменов для участия в соревнованиях, а им выдают только форму. С нас же только результат и вся ответственность за спортсмена, понимаем, что надо побеждать, но для нас это не Кубок и не чемпионат мира, тренеры никаких регалий за это не получают.
— Западные коллеги вряд ли смогут найти место, где вы сейчас тренируетесь.
— Мы особо не афишируем, что мы тут стараемся развернуть свою базу, что-то строим. К нам канадцы не поедут, у них дома все хорошо, а весь мир к ним едет, в Северной Америке созданы все условия для развития фристайла. Не думаю, что иностранцы сильно за нас волнуются, максимум — это следят за соцсетями ребят, все же подписаны друг на друга. Наверное, при встрече нашего старшего тренера по могулу Стефана Фиринга те же канадцы спросят, что у нас за новые условия.
— Последние допинговые скандалы вокруг России отразились на вашей подготовке?
— У нас ежемесячно проходит штаб по подготовке к Олимпиаде-2018, на нем еще в октябре прошлого года доводилось, что мельдоний попал в список запрещенных препаратов, мы его сразу из фармакологических программ убрали, эту тему отработали, здесь переживаний нет. Все остальное мы получаем из федерального медико-биологического агентства, какие-то препараты на улице в аптеке мы не покупаем. Если спортсмен заболел дома, то он звонит врачу сборной и консультируется. Конечно, пристально следим за этой темой.
— Если говорить о спортивной составляющей, чего ждать от команды в предстоящем сезоне?
— Начнем с могула. Минувший сезон был похуже у Александра Смышляева, но 6-ой в общем зачете Кубка мира неплохой результат, хотя, конечно, всем хочется большего. Сейчас тренерский штаб усложняет ему прыжковую программу, которую он уже напрыгивает здесь, в Саланге. Саша лидер по поворотам, по скорости хорошо едет, но страдает акробатическая подготовка. Должен подтянуться Алексей Павленко, у него есть потенциал, тот же Егор Ануфриев. Сейчас в нашей команде нет туристов, деньги расходуем на тех, кто имеет перспективу роста.
— Задачи какие ставите на Олимпиаду в Корее?
— Медали в акробатике, могуле, борьба за награду в ски-кроссе, в этих дисциплинах мы точно должны бороться. Семен Денщиков выиграл заключительный этап Кубка мира впервые в нашей истории, а в ски-кроссе не бывает везения, данная команда очень много работает. В могуле Регина Рахимова была второй на этапе Кубка мира в Финляндии, потом, правда, немного травмировалась, Марика Пертахия подтянулась в сезоне. Есть и у ребят потенциал. С каждой командой мы сейчас стараемся исправить ошибки и недочеты.
— Не могу не спросить то, о чем сейчас говорит каждая домохозяйка. Вы рассказали, как живете в новых экономических условиях, чего не скажешь о наших футболистах, одна вечеринка Кокорина и Мамаева в Монте-Карло сколько шума наделала.
— Они заложники индустрии, которая их воспитала. Для российского фристайла 250 тысяч евро, это половина годового бюджета к примеру, для такой команды как могул. Ребята купили шампанского, это их право, значит, есть на это деньги, пусть судят их руководители, точно не наша задача. Раз уже проиграли на Евро, то, наверное, надо было скромнее себя вести. Хотя признаю, что во фристайле конкуренция ниже, чем в том же футболе. В футбол играют миллионы.
— Какая у вас мечта?
—Хочу создать тренировочные условия в регионах России, чтобы не зависеть от иностранных баз, это даст большой толчок развитию нашего спорта. И конечно результат, над которым все команды сейчас работают.