Перед чемпионатом мира футбол умирает в регионах
Вечеринка Кокорина и Мамаева могла бы содержать один клуб в зоне «Восток». Sibnovosti.ru попытались разобраться, почему умирает футбол за Уралом.
Через два года Россия примет чемпионат мира, который по идее должен дать новый импульс развитию футбола по всей стране. На деле выходит наоборот, чему свидетельствует стартовавшее 7-го августа первенство второго дивизиона в зоне «Восток».
В соревнованиях, которые пройдут до следующего июня в 4 круга примут участие всего 6 команд («Иртыш» (Омск), «Динамо» (Барнаул), «Зенит» (Иркутск), «Чита» «Смена» (Комсомольск-на-Амуре), «Сахалин»). 2 коллектива («Новокузнецк» и «Якутия») в минувшем сезоне так и не доиграли сезон из-за финансовых неурядиц, «Сибирь» и «Томь» решили не выставлять свои вторые команды, в итоге зона пополнилась только за счет Иркутска, где в очередной раз профессиональная команда выступит с новым названием. Так, видимо, местные власти решили уйти от долгов «Байкала», который вылетел из ФНЛ. Осталась в зоне «Восток» и «Смена», которая выиграв турнир, «подарила» свое место в первом дивизионе «Енисею». Кстати, наставник комсомольчан Михаил Семенов ушел-таки на повышение, теперь он трудится в «Кубани» в штабе Дана Петреску. Sibnovosti.ru попытались разобраться, почему умирает футбол за Уралом.
Российские клубы, тут скрывать нечего, в большинстве своем спонсируются из бюджета. Команды мастеров за Уралом сидят на региональных деньгах, которых, как известно, в последние годы больше не становится. У губернаторов задача — прокормить бы учителей, врачей, поэтому во многих регионах футбол отошел на второй план. В той же Кемеровской области еще в 90-е было несколько профессиональных клубов (умерший в начале года новокузнецкий «Металлург», кемеровский «Кузбасс», прокопьевский «Шахтер», «Заря» из Ленинск-Кузнецка, где зажигали 20 лет назад Алексей Смертин и Сергей Кормильцев), сегодня ведущий футбольный регион представлен лишь в первенстве ЛФК, где в той же зоне «Сибирь» сейчас участвуют 12 команд.
— «Сам дух соревновательный пропал, в турнире играет всего 6 команд. Когда было 12-14 коллективов, то хотя бы есть интрига. Сейчас же от профессионального футбола остались только перелеты и тренировки. Мы «Сибиряком» на Дальний Восток добирались два дня, выходим на игру, потом опять в путь, а дома уже следующий матч. Очевидно, что нашу зону надо как-то разделить. Мы вот сейчас играем на ЛФЛ в зоне «Сибирь» по старой системе «весна-осень», у нас стабильный календарь и понятная логистика, нет сумасшедших перелетов, наверное, можно этот опыт перенять при реформировании восточной зоны. Уровень многих ребят позволяет играть во втором дивизионе, в мастерах все-таки приятнее играть. Пока же профессиональный футбол у нас фактически умер», - рассказал директор футбольного клуба «Сибиряк» Евгений Харланов.
— Братск два года не играет в профессионалах, что поменялось за это время?
— Болельщики до сих пор помнят команду. Городские власти нас заверяют, что в ближайшее время мы вернемся на профессиональный уровень, надеемся на это. Пока финансовые трудности. Подходят ребята 2000-го года рождения, «Сибиряк» на 70 процентов всегда формировался за счет местных воспитанников. Как только рухнул профессиональный футбол, все остальное потянуло как в пучину, только сейчас начинаем выкарабкиваться, некоторые детские тренеры уехали в тот же Омск и Красноярск, где более достойные условия. Плюс «осень-весна» — это не для сибирского футбола. У нас в мае заканчивается, а через полтора месяца заканчивается сезон. За это время проблематично формировать состав, плюс летом, когда у нас можно спокойно играть, мы на отдыхе, потом начинается катавасия, мы играем в конце ноября, когда на улице минус 20. Летом-осенью сыграли 5 игр дома, 5 на выезде, потом болельщики ждут полгода, когда снова команда появится. Потом, допустим, 2 дома и 4 на выезде, и сезона закончился.
— Какой бюджет необходим для участия в ПФЛ?
— На сегодня это порядка 35-три миллионов рублей. Это почти бюджет вечеринки Кокорина и Мамаева? Вы же понимаете, что мы немного в другой системе координат живем. Все деньги в центральной части страны, у нас только отголоски».
Коллега Харланова по ЛФК Александр Кишиневский, выводивший в 1995 и 2005 годах красноярский «Металлург» в первый дивизион, несколько лет успешно тренирует «Рассвет-Реставрацию». Его команду можно считать грандом любительского футбола страны, красноярцы два года подряд побеждают в зоне «Сибирь», два года назад выигрывали любительский кубок страны, но в профессионалы подопечные Кишиневского, в числе которых есть даже люди с опытом ФНЛ, не спешат. Нет денег на перелеты в тот же Южно-Сахалинск и Комсомольск-на-Амуре. Перелет на тот же остров, куда теперь волею календаря надо слетать дважды, из Красноярска сейчас обойдется в 50 тысяч рублей на человека . В этом году «Реставрация» не просто так получила приставку «Рассвет», на чьем стадионе начинали свою карьеру Олег Романцев и Александр Тарханов. Строительная фирма, учитывая ситуацию на рынке, уже не могла в одиночку содержать проект, и в Красноярске владелец команды Николай Коваленко передал команду под крыло городского бюджета, который содержит спортшколу «Рассвет».
— Такого быть не должно, зона «Восток» — это всегда была полноценная лига еще 10 лет назад. Это следствие того, что происходит в стране. Кризис коснулся футбола, если даже команды Новокузнецка, Якутска закончили свое существование в том виде, в котором были. Всегда поражали наши космические перелеты, когда-то нынешняя ситуация должна была случиться.
— Почему вы не хотите в профессионалы?
— Одна из причин — это переезды, вряд ли кто-то из ЛФК потянет перелет на тот же Сахалин или Комсомольск-на-Амуре.
— Может, пора уже поделить зону «Восток»?
— В этом есть резон, вопрос уже давно назрел. В угоду суперклубам мы перешли на «осень-весна», хотя никаких успехов в еврокубках не пришло, а у нас же манеж есть не в каждом городе. Играть поздней осенью — это мучение.
Олег Гарин благодаря зоне «Восток» вырос в футболиста, который был одним из лидеров «Локомотива» Юрия Сёмина. Родной «Океан» из Находки, которые не обновляет официальный сайт с прошлого года, давно исчез с карты профессионального футбола.
— Понятно, что на «Востоке» практически нет тренировочного процесса, лишить тот же Дальний Восток второй лиги, вряд ли у кого рука поднимется. 6 команд – это совсем смешно! Но а что делать? Все вспоминают времена, когда в турнире играли по 16 клубов, в принципе эти команды и сейчас на плаву, они почти все выступают по любителям. Там очень много приличных команд. Наверное, назрел вопрос деления зоны, смягчения сертификации, возвращения на старую систему проведения соревнований, все-таки «осень-весна» не совсем ложится в канву финансового года. С трудом верится, что кто-то создаст частную команду за Уралом, раньше таких людей было гораздо больше. Надо возрождать вторую лигу, её запросили до невероятной степени, все-таки столько футболистов оттуда вышло. Обидно, что всё это происходит перед началом чемпионата мира. У нас получается не развитие, а умирание футбола в регионах. Что будет после 2018-го года?!
Константину Дзуцеву в этом году предстоит участвовать в самом, пожалуй, необычном турнире. Его «Чита» единственная, кто имеет хоть какие-то амбиции подняться в ФНЛ.
— Большой минус для нашего большое региона, что всего набралось 6 команд. Турнир менее интересен, как для клубов, так и для зрителей. Но такая ситуация на сегодня сложилась, наверное, необходимы реформы. Все-таки должно произойти разделение зоны, необходимо привлекать тех, кто играет на ЛФК, упростить процедуру лицензирования, какие-то ходы нужны искать, из нашего региона много выходит ребят, кто выступает в РФПЛ и ФНЛ.
— Сейчас при «осень-весна» между кругами вы отдыхаете по полгода?
— Это одна из главных проблем, многие команды перешли в любители. Все клубы существуют за счет бюджетных средств. Бюджет формирует в ноябре-декабре, сложно предусмотреть все на полтора года, когда команда весной начинает доигрывать чемпионат, то начало следующего, к примеру, сейчас на август, денег уже по остаточному принципу набирается. Переход на «осень-весна», думаю, одну из главный ролей сыграл в плане сокращения команд.
Понять тех же губернаторов сейчас можно. Даже если взять минимальный бюджет в 35 миллионов рублей и поделить все матчи с учетом игр на Кубок России, получается, что одна домашняя игра казне должна обходиться в полтора миллиона рублей государственных рублей. Сама профессиональная футбольная лига еще 9 июня, подводя итоги сезона, выступила с заявлением по поводу умирания клубов, обратившись к региональным властям и РФС со следующими предложениями, которые, как видим, пока остались не услышанными.
1. Определить в качестве важной задачи на ближайший период участие футбольных клубов второго дивизиона в подготовке спортивного резерва в субъектах Российской Федерации.
2. Обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные органы самоуправления с просьбой оказать всестороннюю поддержку и содействие футбольным клубам для их постоянного участия в соревнованиях на национальном уровне, в том числе в целях подготовки спортивного резерва.
3. Обратиться в Российский футбольный союз с просьбой уделить при подготовке Стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года значительное внимание вопросам создания необходимых условий для стабильной соревновательной деятельности региональных футбольных клубов.