Ездим дома
Основной проблемой развития внутрироссийского туризма остается транспортная недоступность. Полет на черноморское побережье, хоть до Краснодарского края, хоть Крыма, выливается в неподъемные суммы.
События в Европе нанесли мощный удар по российскому рынку выездного туризма. Наиболее заметным для рынка событием, конечно, стала попытка военного переворота в Турции.
Всего около месяца назад туроператоры возобновили продажу туров в эту страну после того, как 27 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в письме Владимиру Путину извинился перед Россией за сбитый Су-24. Росавиация прекратила выдавать допуски на регулярные пассажирские перелеты в одну из самых популярных среди россиян курортных стран и возобновила выдачу только в марте 2016 года. В итоге за 2015 год Турция потеряла 19% российского турпотока (в 2014 году был рост на 6%), в 2016-м падение превысило 71%, подсчитали в Российском союзе туриндустрии.
В конце июня Владимир Путин подписал указ, разрешающий продажу туров и чартерные перевозки в Турцию. Участники рынка воспряли духом. Но порадоваться этой новости так и не успели —16 июля чартеры в Турцию снова запретили. При этом регулярные рейсы осуществляются из нескольких российских городов.
Как отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, восстановления прежних объемов турпотока в Турцию по итогам 2016 года ожидать не стоит, даже при возобновлении чартерных рейсов. Даже скромные ожидания турецкой стороны 700-800 тысяч туристов к окончанию сезона не разделяются экспертами АТОР: по их оценкам, максимум 300 тыс. человек.
Некоторые аналитики связывают задержку возобновления чартеров с намерением минимизировать негативные последствия для российских курортов.
В свою очередь Москва не намерена специально стимулировать турпоток. В АТОР считают, что больших проблем для российских черноморских курортов «открытие» Турции не принесет, так как эти направления находятся в разных нишах и являются абсолютно несопоставимыми продуктами.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов оптимистичен в своих прогнозах. По его словам, в 2016 году наиболее популярными у россиян оказались туры по их собственной стране. Напомним, турпоток на курорты Краснодарского края стабильно растет на протяжении последних трех лет. В 2013 г. в крае отдохнули 11,8 млн туристов, в 2014 г. — 13,7 млн человек, в 2015 г. — около 15 млн туристов.
«В настоящее время Россия является самым продаваемым турпродуктом внутри страны, обеспечивая долю до 22% продаж, — это впервые. Россия находится на первом месте по продажам»,— заявил Сафонов на совещании у президента.
Сафонов также назвал наиболее популярные места отдыха в России. По его словам, лидирует Краснодарский край, где отдыхает более 4,6 млн человек, то есть на 7% больше, чем в 2015 году. На втором месте Крым с ростом более чем на 20%, там отдохнули свыше 1,5 млн человек. Кроме того, как отметил Сафонов, спросом пользуется отдых на Дальнем Востоке, в частности, были полностью раскуплены туры на Камчатку.
Глава Ростуризма отмечает, что продажа пакетных туров привела к уменьшению стоимости внутреннего турпродукта на 20-30%. По словам Сафонова, дополнительным стимулом к снижению цен и повышению качества услуг на российских курортах стало снятие ограничений с Турции.
«Внутренний туризм конкурирует с определенным сегментом выездного. Это стимулирующий фактор для дальнейшего развития инфраструктуры наших курортов, повышения качества услуг, ведения грамотной ценовой политики» — заявил г-н Сафонов.
Эксперты высказывают разные предположения, но многие сходятся в том, что после открытия Турции поток на российское черноморское побережье может упасть как минимум на треть. Как прогнозируют туроператоры, падение спроса на отдых в том же Крыму продолжится и в 2017 году. Не исключено, что эта тенденция связана с тем, что проживание в гостиницах Крыма подорожало этим летом еще на 15–30%, а уровень сервиса остался на прежнем низком уровне.
По-прежнему в сложной ситуации остаются и туристы из Сибири. Соотношение внутренних и внешних перелетов для самостоятельного отдыха в июле 2016 года составило в Сибири, по подсчетам аналитиков компании «Купибилет.ру», 60% к 40%. Лидирующую строчку рейтинга внутренних направлений занял Сочи, внешних – Бангкок.
В рейтинг курортных направлений также вошли Симферополь (20%), Краснодар (18%), Анапа (14%), Минеральные воды (4,5%), Ростов-на-Дону (3,5%), Калининград (3%) и Геленджик (3%). Самым востребованным зарубежным городом для отдыха сибиряков в июле этого года стал Бангкок (31,5%), далее следует Пхукет (12%), Прага (10,5%), Алматы (8%), Ереван (8%), Стамбул (8%), Барселона (6%), Тиват, Тель-Авив и Баку – по 5%. Примечательно, что общероссийский зарубежный рейтинг заметно отличается от сибирского — его лидерами являются Прага, Тбилиси и Баку.
Основной проблемой развития внутрироссийского туризма остается транспортная недоступность. Полет на черноморское побережье, хоть до Краснодарского края, хоть Крыма, выливается в неподъемные суммы. К примеру, согласно данным приложения «Яндекс.Авиабилеты», самая низкая цена перелета от Красноярска до Севастополя составляет около 16,4 тыс. рублей. В летний период билеты туристам приходится покупать с пересадкой в Москве. Перелет до столицы в начале августа составляет 19,9 рублей, и лишь в некоторые дни цена будет опускаться до 11,5 тыс. рублей.
Тем не менее, в Ростуризме по-прежнему настроены оптимистично. В ведомстве рассказали, что в июле стартовал новый этап информационной кампании «Время отдыхать в России». Впервые предметом продвижения стали не отдельные регионы, а межрегиональные «брендовые» национальные маршруты, расширена география проекта — в нем приняли участие более 30 регионов России. И все же получить внятный ответ на вопрос «за счет каких преимуществ будет продвигаться отечественный турпродукт» нам так и не удалось.