Школьные перемены
Какие нововведения ждут школьников в новом учебном году и какие изменения планируются в будущем — в материале Sibnovosti.ru.
Какие нововведения ждут школьников и студентов в новом учебном году и какие изменения планируются в будущем — в материале Sibnovosti.ru.
С 1 сентября 2016 года вступают в силу изменения для высшего образования:
- Запланирована индексация стипендий студентам на 4%. Вступает в силу новый порядок назначения социальных стипендий студентам.
- Победители и призеры олимпиад, утвержденных приказом Минобрнауки, получившие особые права при поступлении без вступительных испытаний, будут получать 10000 рублей ежемесячно.
- С 1 сентября в российских вузах упразднят заочную форму обучения по ряду направлений («экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «Государственное и муниципальное управление»).
Вступают в силу изменения для среднего образования:
- С 1 сентября 2016 года вступает в силу федеральный закон по доступности образования для детей с ограниченными возможностями. Поэтому в школах необходимо «привести в порядок» пандусы и подъемники.
- С 1 сентября 2016 года во всех школах в учебной программе появятся обязательные уроки финансовой грамотности. Об этой инициативе Минфина, Банка России и Минобрнауки сообщает «Российская газета». Преподавать финграмотность на уроках обществознания будут в 5-9 классах.
Принципиально новыми, по мнению министра образования Красноярского края Светланы Маковской, должны стать в новом году подходы к работе с одаренными детьми.
В крае выстроен процесс выявления одаренных детей через конкурсы и олимпиады. В 2016 году наши ребята стали призерами Всероссийской олимпиады школьников по 11 предметам. Однако, задача системы образования – помочь обнаружить интерес, поддержать мотивацию и дать возможности развития способностей.
«У нас есть позитивные результаты работы в этом направлении. Например, Красноярская летняя школа, отметившая в прошлом году свое 40-летие, имеет опыт организации успешного вхождения одарённых школьников в современные исследовательские практики», — добавила Светлана Маковская.
В мае 2016 года был принят краевой закон, предусматривающий дополнительные выплаты первокурсникам красноярских вузов, набравших наибольшее количество баллов и поступивших на приоритетные для региона направления. Порядка 130 человек претендуют на получение этой выплаты в предстоящем учебном году.
По словам Светланы Маковской, в решении поставленных задач необходима координированная работа всех уровней власти.
«Это вопросы для школьного учителя, связанные с планированием образовательных результатов для каждого школьника и обеспечением их положительной динамики. Это вопросы для директора школы, связанные с организацией профессионального развития педагогов, позволяющей вырабатывать общие смыслы проводимых изменений. Это вопросы для руководителей муниципальных систем образования, связанные с организацией такой кооперации между образовательными учреждениями, которая позволит иметь точки роста, передовые практики по достижению новых образовательных результатов. Это вопросы для краевой команды управления, направленные на создание региональной системы оценки качества», — отметила министр в своем выступлении на ежегоном августовском педсовете.
В конце августа о ряде изменений в системе образования рассказала и новый министр РФ Ольга Васильева.
Министр сказала, что единый государственный экзамен не слишком зарекомендовал себя, точнее, то время и внимание, которое ему уделяется. В частности, она заметила: «Несколько дней назад, отвечая на вопрос о судьбе ЕГЭ, я ответила, что мы должны посмотреть, что происходит, взять лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед. Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время, которое мы должны проводить с детьми, которое должно быть направлено на их воспитание и формирование их как личностей, шло бы именно на эти цели, а не на натаскивание к ЕГЭ».
Старшее поколение россиян помнит советский опыт практики школьников на производстве. Министр образования считает, что и сейчас учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью и расширять свои профессиональные навыки.
«В министерстве уже разработали концепцию преподавания предметной области «Технология», в которой есть в том числе и направление «Сельское хозяйство». В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и, главное, профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям».
Планируется развивать агроклассы, учить создавать лесничества, организовывать производственные бригады школьные.
Васильева подчеркивает, что с этого учебного года в российских школах вводятся государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Инклюзия и коррекционные образовательные учреждения — одно из приоритетных для меня внутренних направлений. Новые государственные стандарты требуют как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов».
Уточняется, что политика министерства будет направлена на вариативность образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Важно, что в школах одновременно с инклюзивным образованием сохранится сеть специальных школ и классов.