Анатомия долга
Чтобы накопить большой долг за жилищно-коммунальные услуги достаточно не платить за квартиру всего 2 месяца
- Чтобы накопить большой долг за жилищно-коммунальные услуги достаточно не платить за квартиру всего 2 месяца. Потом задолженность просто затянет жильца в долговую яму.
Дмитрий Новиков, начальник Управления по работе с дебиторской задолженностью ГУК «Жилфонд» рассказывает, ежедневно его подразделение обрабатывает сотни дел с одинаковой анатомией: не оплатил, забыл, просрочил, не оплатил второй раз, проигнорировал звонок-напоминание, просрочил дважды, забыл. Так по кругу. Пока суд не вмешается и не поставит точку.
- Давайте на простом примере разберем? Например, ежемесячный платеж составляет 3200 рублей. Вот как выглядит анатомия долга: получил жилец октябрьскую платежку, по разным причинам не оплатил, просрочил платеж и дотянул до ноября. За ноябрь в платежном документе уже две суммы октябрьская 3200 рублей и ноябрьская 3200 рублей. Итого 6400 рублей. В декабре житель получит платежку на 9600 рублей и начнется начисление пени. В сухом остатке мы имеем долг за ЖКУ, который можно сравнить по сумме с ежемесячным платежом по потребительскому кредиту и растущую пеню. Для сравнения, по данным статистиков месячная продуктовая корзина стоит около 9500 рублей.
Одна из важных задач для любой управляющей компании наладить платежную дисциплину и не допустить роста дебиторской задолженности, ведь долги жильцов перед УК – это автоматически долги УК перед ресурсоснабжающими и подрядными обслуживающими организациями. В «Жилфонде», отмечает Дмитрий Новиков, работа с должниками одно из приоритетных направлений работы. На 1 ноября просроченная дебиторская задолженность жителей перед ГУК «Жилфонд» составляет почти 155 миллионов рублей. Половина - задолженность со сроком просрочки более 30 дней. Этот долг жители успели накопить с 1 марта, именно тогда в лицензию ГУК «Жилфонд» был поставлен первый многоквартирный дом.
- Наша цель – не дать должнику просрочить оплату на длительный срок, поскольку погасить крупную сумму, накопленную за длительный период очень сложно. Как только наши сотрудники замечают, что у жильца начал формироваться долг, запускается информирование по телефону о необходимости оплатить его. Мы сообщаем задолжавшему жильцу сумму долга, напоминаем о необходимости её погашения, обсуждаем оптимальные варианты выхода из долговой ситуации, объясняем последствия неоплаты.
Должники все разные, объясняет Дмитрий Новиков. При этом, особо отмечают специалисты, зачастую основными неплательщиками являются вполне обеспеченные граждане, которые получают приличную зарплату, ездят на хороших автомобилях и живут в больших квартирах. Самая дисциплинированная группа – пенсионеры.
Специалисты отдела по работе с дебиторской задолженностью обзванивают всех должников – вне зависимости от сроков и сумм задолженности. Кто-то отвечает на звонки и идет на контакт, кто-то предпочитает скрываться и от УК и от долгов. Стоит отметить, что данные, полученные в телефонных переговорах, хранятся и сверяются с историей платежей. Но до бесконечности звонки продолжаться не могут. Жильцы, попавшие в трудную ситуацию, могут обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке. А если в течение двух месяцев должник на обсуждение проблемы не приходит и вообще не идет на контакт с УК, то компания направляет соответствующие документы в суд. На сегодняшний день по всем должникам имеющим задолженность более 3-х месяцев в суд направлено более 900 заявлений о взыскании задолженности на сумму более 15 миллионов рублей.
- Сейчас закон позволяет управляющим компаниям взыскивать задолженность в приказном порядке. Средний срок рассмотрения заявления и выдачи судебного приказа - два месяца с момента направления документов в суд. У нас уже есть примеры, когда у злостных неплательщиков за долги по ЖКУ арестовывали имущество, изымали автомобили. Сейчас мы будем направлять ходатайства об ограничении должникам выезда за пределы РФ.
Также должникам на основании судебного приказа могут списать сумму задолженности с банковской карточки. Помимо этого, законом предусмотрена возможность отключения горячего водоснабжения и ряд других мероприятий. По словам Дмитрия Новикова, все вышеперечисленные мероприятия позволяют оперативно получать от жителей информацию о причинах задолженности, реагировать и предлагать варианты решения проблемы на самых ранних стадиях просрочки.
- Долг – это не царапина, сам не пройдет и не исчезнет. Мы помним, что к обеду необходимо купить хлеб и платим за него в магазине. Мы знаем, что зимой надо одеваться теплее и платим за пуховики и шубы в салонах. Если заболеем, то идем в аптеку и платим за лекарства и выздоровление. Необходимо так же запомнить, для того чтобы жить в отапливаемой квартире, принимать горячую ванну, ходить по освещенным и отремонтированным подъездам, не видеть кучи мусора под окнами – в общем, пользоваться всеми жилищно-коммунальными услугами, необходимо раз в месяц просто прийти в свою УК и заплатить. А если долг уже появился, то не надо скрываться. Можно просто прийти и решить эту проблему.