Когда нужно выбирать профессию?
Согласно данным опросов, 50% молодых работающих россиян определились с будущей профессией лишь к концу обучения в школе. Из них больше половины пошли на поводу у родителей или подбирали вуз по проходному баллу. Еще 20% опрошенных не смогли решить, кем они хотят стать в жизни и поступали «куда смогут». И лишь 30% с детства знали, в какой области хотят работать — несомненно, не без помощи родителей, видевших потребности и желания своих детей.
Так в каком же возрасте нужно заниматься профориентацией детей? И как помочь им выбрать правильный путь, при этом не навредив излишней родительской опекой? Было бы замечательно, если ребенок, увлекшись чем-то сейчас, начал совершенствоваться и выбрал эту область в качестве профессии. Любимой профессии. Сколько есть примеров, когда, поступив «в престижный вуз на хорошую специальность» под давлением родителей, ребенок не добивался успеха ни в учебе, ни на работе, если вообще работал по специальности. Он просто выбрал не тот путь. Вернее, за него выбрали родители.
Это не значит, что не нужно помогать ребенку определиться — совсем наоборот. Важно это правильно сделать. Нужно рассказывать детям, что представляет собой та или иная работа. Дети ведь вообще не представляют, что это такое — работать. К счастью, это легко исправить. Например, в Красноярском «Чадограде» можно поиграть в работу. Ребенок может попробовать себя в разных специальностях, чтобы понять свое предназначение и сделать правильный выбор.
«Чадоград» — это детский город в миниатюре. Здесь есть свои улицы и здания. Больница, мэрия, МЧС, почта, телецентр, полиция, автодром и даже аэродром с настоящим самолетом. Все как в жизни: сначала идешь на простые профессии, на них зарабатываешь местную валюты — «Червонцы» на обучение той профессии, которую хочешь. Работаешь на работе мечты, а потом тратишь деньги на обучение новой интересной профессии. Так «работать» можно хоть целый день. Это концепция позволяет ребенку социализироваться и понять, кем он все-таки хочет стать. Может это будут творческие профессии, как хореограф или артист. Или технические, строительные. А вдруг кто-то мечтает о карьере полицейского или спасателя? Можно даже стать мэром «Чадограда», победив в выборах. В цеентре дети увидят, что прячется за понятием «работа», на которую каждый день ходят родители. А также откроют для себя самое интересное в разных специальностях.
Главное задача — это вовремя сформировать у детей понимание своего предназначения, чтобы они сами, а не родители, нашли себя в профессии.
Конфуций сказал: «Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Генри Форд был того же мнения: «Лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби».
Чаще всего хобби детей определяют их родители: записывают во всевозможные кружки и секции по примеру друзей и родственников. К сожалению, иногда они не учитывают, как чувствует себя ребенок на занятиях. Загоревшись идеей танцевать, он может с радостью согласиться пойти в секцию. А потом, попробовав, потеряет к танцам всякий интерес. Но родители уже ждут от ребенка результатов и побед на соревнованиях: «Ты же хотел, вот и занимайся».
Если ребенок родился с каким-то талантом, его обязательно нужно выявить. Родители, которым «медведь на ухо наступил», даже не поймут, что у их сына или дочери абсолютный слух. Здесь нужен специалист. Это касается и спорта, и всего остального. Поэтому родители обязаны экспериментировать, отдавать ребенка куда угодно, чтобы тот попробовал и сам понял, что у него получается, а что нет.
То же самое и с профессией: пока не поработаешь — не поймешь. К счастью, возможность попробовать есть, и ей нужно пользоваться.
Фото: город профессий "Чадоград"