Елена Мироненко: «Я — отчаянная идеалистка»
Министр культуры Красноярского края постоянно в движении. Недавно Елена Мироненко была в Ачинске, Иркутске, Шушенском и Новосибирске. Она никогда не пропускает «МИР Сибири» и как минимум раз в полгода ездит в родной Минусинск
Елене Мироненко 35 лет и она входит в число молодых топ-менеджеров России. В интервью Sibnovosti глава минкульта региона рассказала, какие проекты находится в ее поле зрения, что думает по поводу «красного туризма», какой фильм часто пересматривает и как за 3,5 часа может изучить работу 6 учреждений.
— Елена Николаевна, 2019 год будет особенным для Красноярского края: Всемирная зимняя Универсиада, 400-летие Енисейска. Расскажите, как готовятся к юбилею старинного сибирского города в министерстве культуры?
— Мы работаем с проектами, которые касаются туристической сферы. Уже в этом году в Енисейске будут установлены знаки турнавигации, в марте мы провели Сибирский культурно-туристский форум. Он прошел в Енисейске под эгидой федерального министерства культуры. В нем участвовала директор департамента туризма и региональной политики Ольга Ярилова. По поручению министерства культуры и вице-премьера Ольги Голодец она приехала посмотреть, в каком состоянии находится туристская индустрия Енисейска. Вместе с Ольгой Сергеевной приезжали и глава ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, мэр Суздаля Сергей Сахаров, руководитель и эксперты Ассоциации малых городов России. Кроме того, на форуме собирались представители более 20 регионов России. Мы сделали выездное совещание для того, чтобы оценить перспективы Енисейска. И, знаете, это дало свои плоды. Региональный маршрут «К берегам Енисея» получил знак «Одобрено Комитетом по импортозамещению при минкультуры РФ». Теперь этот маршрут будут официально рекомендовать как вариант отдыха для гостей из других стран и жителей России. Специалисты посетили уникальные достопримечательности Енисейска — музей рубанка и музей-усадьбу «Фотоизба», исторические здания, гостиницы, продегустировали местные деликатесы. Это серьезный прорыв для нас. Число путешественников в мире растет, причем увеличивается именно количество самостоятельных туристов. Если раньше пользовались популярностью групповые поездки, то в ближайшие 10 лет число самостоятельных туристов вырастет до 80 % от общего количества путешествующих по миру, судя по той динамике, которую мы наблюдаем. Считаю, что у Енисейска есть серьезные перспективы. Также мы планируем, что наш старинный город войдет в Ассоциацию малых городов России, но говорить об этом пока рано. В ее состав входит, например, Тобольск.
Многое в подготовке города к юбилею зависит и от самих глав. В целом, нам приятно, что эксперты комитета по импортозамещению в сфере туризма высоко оценили потенциал Енисейска с точки зрения привлекательности для туристов. Конечно, они внесли ряд конструктивных предложений, каким образом можно подготовить и презентовать город, надеюсь, что все будет реализовано в ближайшее время.
— Как часто Вы бываете в Енисейске?
— К сожалению, как турист — крайне редко, но я либо мои заместители в городе бываем как минимум раз в месяц.
— Некоторое время назад Вы активно рассказывали о Юдинке: публиковали фото в соцсетях, писали о ней. Что Вы поддерживаете сейчас?
— У меня есть несколько проектов, которые мне бы хотелось поддержать. Я наблюдаю за развитием команды Evolvers, которая принимала участие в проекте «Танцуют все!» на телеканале «Россия-1». Они заняли 3 место! Мне кажется, то, что они делают, нетривиально. Это как раз то новое, которое я обычно захватываю и держу в поле зрения. В прошлом году Юлия Коробейникова, главный хореограф Evolvers, помогала нам делать «Молодой балет Азии и Тихого океана» в рамках Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Танцоры коллектива участвовали в качестве консультантов и на занятиях Красноярского хореографического колледжа. Я надеюсь, что симбиоз государственно-частного партнерства будет продолжаться. Я отсматриваю много разных коллективов. Что-то действительно попадает в обойму моего внимания, но бывают и вещи, которые мне очень хочется увидеть, а впоследствии они меня разочаровывают. Такое случается, и не скажу, что крайне редко.
— Вы поедете на «МИР Сибири—2017»?
— Вне зависимости от моей должности я всегда посещаю это событие. У меня были чудесные 1,5 года, когда я находилась в декрете, и как мама с маленьким ребенком ездила туда в качестве обычного зрителя. За пару недель до моего назначения министром я выезжала туда, жила в палатке, как и все. Люблю «МИР Сибири», видела его с разных сторон, он дорог мне, как ребенок, который рос на моих глазах. В конце апреля прошел экспертный совет, отобравший основных номинантов на этномузыкальную премию, их в этом году 49. «МИР Сибири—2017» — колоссальный конкурс, впервые заявились участники сразу из 12 стран мира, например, таких, как Танзания, Гана, Мексика, Монголия, Австралия, Иран. 44 региона России, всего 235 заявок. Это беспрецедентный случай. Активная заявочная кампания прошла и на мастеровую премию. На мой взгляд, это то событие, которое проходит в удаленном уголке страны, при этом, обладая общемировой известностью. Куда бы я не приезжала, все музыканты из области этнической музыкой знают о фестивале, и многие хотят в нем участвовать. Кстати, в этом году для оперативного получения информации о событиях фестиваля мы запускаем канал в мессенджере Telegram.
— Каков Ваш стиль работы в должности министра культуры?
— Не так давно я была в командировке в Ачинске и за 3,5 часа посмотрела 6 учреждений. Местные журналисты очень активизировались на эту тему: «Что заскоростной график?». Для меня это нормально. Я живу на очень высокой скорости. В течение своей профессиональной жизни я часто видела разного рода концертные залы, дома культуры, библиотеки, выставочные центры и, конечно, музеи не только в крае, в России и в других странах, общалась с невероятным числом экспертов в сфере культуры из разных уголков России и мира. Мне может хватить и 30 минут, чтобы понять, чем живет учреждение. Стараюсь обращать пристальное внимание на работу коллектива с посетителями, оцениваю административно-хозяйственный уровень, кадровую политику, внимательно изучаю методические материалы. Безусловно, можно углубляться в детали, на это потратишь не один час, а иногда и не один день, особенно, если существуют какие-то запутанные ситуации, иногда конфликтные. Это сразу выбивает из колеи некоторых глав учреждений. Я не люблю «потемкинские деревни», которые пытаются выстроить некоторые руководители, показывая мне только самое лучшее. Я спускаюсь в подвал или поднимаюсь на чердак, прошу открыть двери, которые закрыты. Это мой стиль работы — смотреть все и достаточно дотошно, тем более, что я в курсе хозяйственной жизни, и она точно никак не связана с уровнем финансирования, если есть порядок. Директор учреждения культуры для меня, в первую очередь, грамотный хозяйственник. Хотя некоторые и пытаются со мной спорить и говорят, что руководитель должен обязательно быть, например, музыкантом или художником. Не должен. Для меня, например, директор филармонии быть музыкантом не обязан. Ему необходимо иметь талантливых, грамотных худруков, разбирающихся в своем направлении. Для меня директор учреждения, прежде всего, талантливый администратор, а уж потом все остальное. Если при этом он поет, танцует и играет на скрипке — прекрасно, но это не приоритет. Кстати, обсуждала этот вопрос со многими именитыми режиссерами и музыкантами, они говорят ровно то же самое. Руководителя должно беспокоить состояние кадровое, техническое, материальное, маркетинг и множество других вопросов, позволяющих артистам творить, создавать шедевры, а не вникать еще и в эти вопросы.
— В одном из интервью Вы сказали: «Министром меня сделал Facebook». Вы по-прежнему активны в соцсетях. Расскажите, какие культурные интернет-проекты при Вашей поддержке стоит ожидать в ближайшем будущем?
— Месяц назад мы запустили мобильное приложение портала Культура24.рф. Я активно им занимаюсь, для меня важно, чтобы новости культуры всегда были в топе. В самом начале моей министерской деятельности многие мне советовали прекратить социальную активность в интернете. «Наверное, хватит, — говорили мне. Теперь же Вы — министр!». В этом вопросе я заняла достаточно категоричную позицию и рада этому. Культура очень пластичная среда и без информационной открытости в ней находиться невозможно. Те, кто работают в муниципальных органах власти, в небольших учреждениях в отдаленных территориях, хотят получать информацию от первого лица. Когда приезжаю в города и районы края, то сотрудники библиотек, музеев, домов культуры всегда благодарят меня за новости. Считаю информационную открытость по-прежнему одним из приоритетов своей работы, и она приносит плоды. Когда мы первый раз делали онлайн-трансляцию спектакля Мотыгинского театра, ее посмотрели жители самых разных городов России и нескольких стран, а также, что важно, московские критики. Чем больше мы информационно открыты, тем больше возможностей мы привлекаем. Представители бизнеса, которые раньше не очень-то охотно поддерживали культурные проекты, уже неоднократно встречались со мной и задавали вопрос: «А что можно поддержать в культуре?». Например, за счет такой инициативы мы полностью отремонтировали компьютерный класс в художественном училище имени Сурикова.
— Красноярский край — территория, где живут представители разных национальностей. В городе проводили крупные национальные фестивали, в том числе, федеральный Сабантуй. Какие планы на этот год?
— Впервые за долгое время в 2015 году культура была объявлена национальным приоритетом страны. Не только Красноярский край, Россия в целом — многонациональная, мультикультурная, поликонфессиональная страна. Мы работаем с представителями разных народов во Дворце труда и согласия, где у нас есть центры различных национальностей. В этом году мы впервые будем проводить Фестиваль сето при поддержке посольства Эстонии в России. В Красноярск приедет делегация во главе с послом в составе 23 человек — это представители разных направлений искусства: народное творчество, художники, даже мастера кулинарии. Они проведут мастер-классы не только в Хайдаке – деревне в Партизанском районе края, где до сих про живут эстонцы. Также мы договорились с муниципалитетом и в Красноярске на острове Татышев 10 июля пройдет большой Фестиваль сето. Для меня важно поддерживать и показывать культурное разнообразие на территории Красноярского края, ведь культура сама по себе объединяющая и вдохновляющая среда. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации при ООН Талеб Рифаи во время открытия перекрестного года туризма Россия—Австрия сказал очень важную вещь: «Туризм – один из гарантов безопасности на планете». Когда люди путешествуют и общаются с представителями совершенно разных культур, они лучше начинают понимать друг друга. А когда ты понимаешь культуру, ты не можешь конфликтовать с ней. Мир разный, мы разные, но чем больше мы общаемся друг с другом, тем меньше у нас поводов для конфликтов. Чем больше мы показываем друг другу разнообразие наших культур и традиций, тем меньше у нас поводов выплескивать свою агрессию.
— Еще в 2016 году глава Ростуризма заявил о развитии в стране так называемого «красного туризма». В частности, путешественники из Китая приезжают в Шушенское. Какие еще туристические условия может предложить регион жителям КНР?
— Тему китайских туристов мы обсуждали на КЭФ-2017. У нас был круглый стол, посвященный азиатскому направлению, в обсуждении участвовали, например, Роман Скорый, заместитель руководителя федерального агентства по туризму, Майя Ломидзе, глава Ассоциации туроператоров России. У нас была интересная дискуссия. Существует программа China Friendly. В некотором роде ее развивают, чтобы российские регионы подстраивались под китайских туристов. Например, мы должны адаптировать условия пребывания гостей из Китая в гостиницах, открывать необходимое количество кафе и ресторанов китайской кухни. На круглом столе Роман Петрович Скорый произнес дельную вещь: «Почему, — спросил он, — я приезжаю в Испанию и не вижу в отелях специальных устройств для китайцев, при это их там очень много». Я с ним полностью согласна. Наша самобытность в том, что мы должны показывать себя в том виде, в каком мы есть. Нам не нужно срочно и спешно что-то переделывать, под кого-то подстраиваться. Когда начинают причесывать регионы под одно лекало, то получается, что у нас нечего смотреть даже жителям России. С точки зрения инфраструктуры, Красноярск на порядок отличается в лучшую сторону от ряда российских регионов. Мы должны четко отслеживать заигрывания с иностранными туристами. Нам необходимо качественно развивать инфраструктуру для жителей нашего края, для внутренних туристов, а не только для иностранных путешественников.
Когда я приезжаю в другие города, смотрю, как все устроено у них, то всегда с удовольствием возвращаюсь в Красноярск. Мне горько и обидно, когда от местных жителей о Красноярске я слышу только негатив. Ни в одном другом городе мира, мне кажется, такого нет. Вместо того, чтобы любить, прославлять, вдохновлять родной город, мы постоянно пытаемся его очернить. Если любой другой житель России откроет нашу новостную строку, то он ужаснется и никогда не захочет сюда приехать. Культура начинается с нас, и не надо думать, что это зависит от кого-то другого. Мы во многом и уникальны, и это отмечают все наши гости. Только что завершился Всероссийский библиотечный конгресс, мы принимали 1350 гостей из 60 регионов России! Многие из них были у нас в гостях впервые. Вы даже представить себе не можете, какое огромное количество добрых и восторженных слов звучало от них в адрес нашего города, края. И это настоящий показатель, поверьте. Ведь культура — это не только песни и пляски, культура — это внутреннее состояние души, это потребность развиваться, расти, становиться лучше. И мы стремимся через разнообразные средства это развить в каждом человеке. Я искренне надеюсь, что все то, что мы создаем, все то, чему способствуем, что творим вместе надолго останется не только в гаджетах и памяти, но и в сердце.
«Любимый город и почему?»
«Минусинск, потому что это — мой родной город. Когда возвращаюсь туда, чувствую необычайный прилив сил и энергии, поэтому хотя бы раз в полгода старюсь бывать у своих родных».
«Любимая книга и почему?»
«Веселый солдат» Виктора Астафьева, недавно вновь перечитала, после приезда Московского Губернского театра. Наш, настоящий, искренний и пронзительный сибирский автор.
«Сестра Керри» Теодора Драйзера. Время от времени перечитываю ее. Это произведение о том, как не потерять себя. Некоторые моменты в чем-то созвучны и с моей жизнью, как, думаю, и с жизнью многих женщин.
«Блеск и нищета русской литературы» Сергея Довлатова — настольная.
«Изюм» Татьяны Толстой, потому что мне нравится ее стиль, он очень изысканный и по-настоящему парадоксальный».
«Этногенез и биосфера Земли» Льва Гумилева. Теория пассионарности мало кого может оставить равнодушным».
«Любимая историческая личность и почему?»
«Петр Первый. Наследие, которое он оставил, колоссально. Отдельное спасибо ему за город моей юности Петербург. Кстати, сейчас при МКРФ создан большой проект под названием «Петровский путь», включающий туристические маршруты в России и за рубежом по следам этого пассионария».
«Любимый фильм и почему?»
«Замороженное время» по произведению Михаила Тарковского, режиссер Александр Калашников. Просто посмотрите.
«Левиафан» Андрея Звягинцева, потому что эта работа достаточно откровенно, а для многих даже резко, рассказывает о том, каким не должен быть чиновник.
«Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля. Этот фильм я пересматривала много раз».
«Чего никогда не должен делать министр культуры?»
«Я бы не ставила жестких рамок. Как только мы ставим какие-то ограничения, то перестаем мечтать. Я очень люблю Красноярский край, в котором наша семья живет уже несколько поколений. Есть большая мечта, чтобы возможности для творчества, развития талантов были у каждого и были доступны. Думаю, что министр культуры не должен грустить. Культура — знаковая среда, она приоритетна, и если тот, кто ею управляет, не имеет четкого видения, не верит в свои силы, то не сможет мотивировать команду и участвовать в формировании этой среды».
«Что обязательно должен делать министр культуры?»
«Культура — это среда, формирующая общее отношение к жизни, и, думаю, что министр культуры должен любить свою работу и быть отчаянным идеалистом. Его не должен разочаровывать и останавливать пессимизм, которого много с разных сторон, поверьте. Мир меняют отчаянные идеалисты и мечтатели, смелые настолько, чтобы двигаться к своим целям. А ошибки совершает каждый. Это очень сложно, поверьте, не сдаваться и не оглядываться на тех, кто пытается останавливать от любого шага. И лучше всех за меня это сказал Иоганн Вольфганг Гете: «Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия».
Фото предоставлены пресс-службой министерства культуры Красноярского края