Бизнес с сибирской душой: выгодно ли продавать сувениры в Красноярске
Корреспондент Sibnovosti.ru поговорил с предпринимателями, чтобы узнать, как производятся новые продукты, как изменились предпочтения россиян в кризис и почему малым бизнесменам не разрешают торговать в гипермаркетах
Что привезти из Красноярска? Этим вопросом задаются практически все жители сибирского мегаполиса, выезжающие за пределы своего города. Будь-то соседний регион, Москва или заграница. Достопримечательностей в городе на Енисее не так много, а купить что-то атмосферное и вовсе является задачей невыполнимой — не повезешь же «за бугор» листья со «Столбов» или открытку с изображением Биг-Бена. Здесь нужен подход основательный. Именно для таких «незнаек» в Красноярске и работают сувенирные лавки. Мастера и фермеры уже все придумали за нас — замученных работой в офисах красноярцев. Лесники орешки кедровые собрали, хозяйки варенье сделали, а мастера красивую шкатулку из бересты придумали как раз с символикой города. Осталось только выбрать и купить. Корреспондент Sibnovosti.ru поговорил с предпринимателями, чтобы узнать, как производятся новые продукты, как изменились предпочтения россиян в кризис и почему малым бизнесменам не разрешают торговать в гипермаркетах.
«Фермерские продукты из Сибири», «натуральные и полезные продукты без ГМО», «вкусная, здоровая, свежая деревенская еда» — каких только лозунгов не придумывают бизнесмены для своих магазинов. Делается это, конечно, для того, чтобы сыграть на теме здоровья и повысить авторитет своей продуктовой лавки. Мол в крупных гипермаркетах продается только нездоровая просроченная пища с консервантами.
Так, еще в 2016 году в красноярском микрорайоне Покровском открылась первая франшиза кемеровской марки «Калина-Малина». На торговых площадях в 130 кв. м. представлена продукция более чем от 70 фермерских хозяйств Сибири — из Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Алтайского края. Есть продукты и 6 фермеров из Красноярского края. На полках — более 1000 наименований товара. Цены на продукцию — от 100 до 2000 рублей. Мороженое можно купить за 165 рублей, сыр из козьего молока за 200 рублей, гуляш из борба, марала, кролика или из лося — за 439 рублей.
Еще в апреле 2016 года директор красноярской франшизы Максим Павлов рассказывал, что фабричного товара на полках «Калины-Малины» нет и не будет. Здесь только продукты от маленьких, чаще семейных хозяйств, раскиданных по всей Сибири. При желании здесь и подарок запакуют и целый набор соберут.
За каждым брендом должна стоять своя история, если ее нет, то он заглохнет, — в один голос говорят бизнесмены. Именно поэтому каждый из них придумывает свои мифы и истории. Именно это, считают предприниматели, помогает найти своих покупателей и даже попасть в поиск Google.
Примерно так и началась история проекта «Таежный клад». Как рассказала Олеся Ушакова в интервью изданию Forbes, свой бизнес она построила на бесконечной любви в Сибири. Сегодня она продает продукты из сибирской глуши, а еще вчера организовывала зимние туры в Красноярск для иностранцев.
«Мне уже не хотелось работать по найму, а хотелось создать бизнес с душой: про людей, природу, про настоящее и без фальши. Более того, на рынке на тот момент не существовало качественной сувенирной продукции», — рассказала Олеся Ушакова.
Сегодня в магазине «Таежный клад» можно купить кедровые орехи в сосновом сиропе, нектар из жимолости, клюквы, черники и брусники, березовый сок и несколько видов варенья. С эти проектом Олеся Ушакова вошла в шорт-лист предпринимателей по версии журнала Forbes.
«Создавать продукт, прославляющий регион — задача нелегкая. Но когда хочется воплотить идею в жизнь, появляется азарт, хочется развиваться. В ближайшем будущем планируем ребрендинг, создание новой торговой марки и запуск интернет-магазина», — подытожила Олеся.
Другой красноярский бизнесмен Владимир Лаптенок уже много лет занимается более «загадочным» проектом. В своей мастерской он создает обереги, обрядовые куклы, магические кольца, браслеты и кулоны, сделанные из когтей и костей медведя, волка, лося, оленя, рыси, горностая и других сибирских животных. Также мужчина делает оригинальные ножи, панно и маски. Конечности животных издревле оберегали людей от сглаза, отпугивали злых духов и избавляли от тяжелых болезней.
«Мне просто захотелось этим заниматься, не из рентабельности. Я сам работаю руками, помогают мне родственники. Кстати, у меня нет своей торговой точки, есть только мастерская и интернет-магазин. Я сам делаю все работы, иногда мне помогают родственники. Я думаю, что открывать магазин с нашим ассортиментом невыгодно. Для этого нужно иметь большой выбор товаров и постоянных поставщиков. Так что это больше как хобби», — говорит Владимир Лаптенок.
Частыми клиентами бизнесмена являются шаманы и колдуны, ведуны. Они покупают магическую атрибутику, бубны, шкуры и маски. Часто такие необычные подарки делают для важных гостей, крупных бизнесменов или депутатов, говорит предприниматель. Цены на сайте достаточно высокие — от 160 рублей до 10 тыс. рублей.
Руководитель магазина «Енисейская мануфактура» Нина Михайловна признается, что собственное дело она открыла совершенно случайно, когда увидела в магазине плетеные лапти из бересты. Именно тогда, признается женщина, она захотела обучиться этому ремеслу.
«Целый год мне пришлось отучиться на мастера дивногорском лицее. До того я увлекалась вязанием, а тут увидела лапти... Сегодня у меня своя мастерская, где работают 7 человек. Было время, когда я преподавала в школе и в клубе допобразования. Я на свои деньги закупала пряжу, спицы, бересту, пробойнику. Мы на выставках брали гранты. И столько подделок оставалось после конкурса. Мой супруг однажды сказал, что мой лимит закончился и пора мне всю продукцию реализовывать. Я цены держу низкие — хочу людей радовать, а не наказывать. Когда люди уезжают в гости, берут разные сувениры с собой в качестве подарков, часто отправляют их заграницу, да и сами иностранцы покупают сувениры. Но у меня бальзам на душу, когда наши красноярцы берут что-то для себя. Мне это нравится. Что попросят, мы тут же делаем. Иностранцы в основном берут подделки с надписями «Красноярск», особо не интересуясь, что за продукт я им продала. Русские туристы просят рассказать про Красноярск, про достопримечательности», — рассказала хозяйка магазина Нина Михайловна.
Данные о своих доходах предприниматели раскрывать не хотят. Однако цены на сайтах показаны в открытом доступе. Каждый из красноярских бизнесменов признается — своим делом он занимается «для души». Удивительно, но практически никто из них не мечтает, чтобы их товары попали на полки крупных гипермаркетов.