Александр Глисков: «Некоторые государственные предприятия больше похожи на кормушки»
В интервью Sibnovosti.ru депутат Законодательного собрания края Александр Глисков рассказал, зачем региону нужны собственные компании, почему он решил вникнуть в их работу и кто несет ответственность за плохие результаты деятельности
В списке государственных предприятий Красноярского края, опубликованном на портале регионального правительства, 50 строчек. Какие-то на слуху — в частности, КрайДЭО и «КрасАвиа», другие же совсем неизвестны широкой публике — например, «Национальный экономический союз» или «Селектор». В интервью Sibnovosti.ru депутат Законодательного собрания края Александр Глисков рассказал, зачем региону нужны собственные компании, почему он решил вникнуть в их работу и кто несет ответственность за плохие результаты деятельности.
— Простой вопрос — зачем краю государственные предприятия?
— Еще будучи депутатом городского Совета я неоднократно задавался вопросом — а зачем нам муниципальные предприятия? Ведь у города три десятка различных компаний. И пришел к таким выводам — предприятия нужны там, где частный бизнес либо не работает, либо не справляется. А так как у муниципалитета есть обязательства, которые нужно выполнять, эти сферы приходится закрывать самим. Есть, например, «Горсвет» — в этой отрасли нет конкурентных предложений. Освещение города — обязанность мэрии. Соответственно, есть предприятие, которое эту функцию реализует. А вот в общественном транспорте, в дорожно-ремонтном строительстве высокая степень конкуренции. Поэтому муниципальные предприятия должны занимать свою нишу.
— Получается, они нужны там, где власти могут подставиться, положившись на бизнес?
— Да. Например, сфера школьного питания. Можно отдать эту сферу целиком бизнесу, но кто потом будет отвечать, если дети отравятся? У нас же запросто могут морковку с майонезом смешать в подвале и выдать это за витаминный салат. Примеров хватает. Поэтому у нас есть Комбинат школьного питания. С государственными предприятиями то же самое. Хотя некоторые структуры вызывают массу вопросов.
— Примеры?
Есть у нас Центр транспортной логистики. Я еще в прошлой адвокатской практике сталкивался с этой организацией. И честно говоря — не понимаю целесообразность ее существования. Сейчас буду вникать и разбираться, насколько она необходима.
— Возьмем «Красавиа». Логично, что компания выполняет социальные обязательства на тех направлениях, куда частные авиаперевозчики никогда в жизни не зайдут. Но зачем компании рейсы Уфа-Сочи?
Как бы так выразиться, чтобы никого не обидеть… Есть же такие кавалеристы, которые начинают, пользуясь административным ресурсом в виде министров, бюджетных вливаний, пытаться увеличить долю рынка и двигать конкурентов. Мотивируют они это тем, что им надо зарабатывать, компенсировать убытки от основной деятельности. Но жизнь показывает, что и муниципалитеты и региональные власти — неэффективные собственники, неповоротливые. И когда они кого-то вытесняют, как правило, ничего хорошего не происходит. Это как в автобусных перевозках: как только муниципальный перевозчик заходит на маршрут, который был рентабельным у частника, тут же этот маршрут становится не рентабельным. Потому что всю прибыль начинают съедать накладные расходы, зарплаты. Это ж мы только говорим про государственный подход. Но возьмите Центр транспортной логистики…. Так и хочется вам про него рассказать! Там зарплата директора 300 тысяч рублей, главного бухгалтера — 200 тысяч. А занимается Центр тем, что в обход конкурсных процедур закачивает бюджетные деньги в другие госпредприятия. Или вот бюджет покупает поезд для городской электрички. Его арендует наша железная дорога. Арендные платежи получает Центр. Сидит директор, гарантированно собирает плату и получает 300 тысяч в месяц. Сложно как-то прилично назвать этот вид деятельности.
— Что касается «КрайДЭО». Зачем госпредприятию тратить 2 млн рублей в год на собственный пиар?
Я считаю, пиар за бюджетный счет не нужен вообще никому — ни госорганам, ни муниципалитетам, ни госпредприятиям. Некоторое информационное сопровождение — там где нужно — имеет право на существование. Например, краевой Фонд жилищного строительства — у него проблемы, квартиры не продаются. Размещение рекламы здесь оправданно. Зачем пиар дорожникам — не очень понятно. Если это тупо похвалить директора — это неэффективные траты.
— Вы сейчас активно интересуетесь этим предприятием. Что там не так?
— Партия меня делегировала в комитет ЗС по промышленности и транспорту. И выяснилось, что в наших госпредприятиях серьезнейшие проблемы. Посмотрел на деятельность «КрайДЭО» и ужаснулся — получается, предприятие с миллиардными оборотами, которое фактически отвечает за дороги в Красноярском крае и является основным подрядчиком, возглавляет какой-то гастролер из Кемерово, которого за ручку привел бывший министр транспорта Захар Титов. Они этого Минахметова пытались двигать на должность, но Законодательное собрание его не утвердило. Тогда они сделали его исполнительным директором, посадили в кабинет генерального, а генеральным формально назначили товарища Старовойтова. И случилось то, что должно было — предприятие не расцвело. Этот схематоз меня поразил и возмутил: демонстративное пренебрежение мнением красноярцев, Законодательного собрания. Взяли сомнительного деятеля и считают, что так и должно быть. Я вопрос этот поднял, хорошо, что реакция последовала.
— Там начали находить еще и путешествия, насколько известно…
— Да, большой вопрос по заграничным поездкам товарища Минахметова. Я уже отправил запрос в Следственный комитет. Это криминал, если человек за бюджетные средства катался по заграницам. Он, конечно, может сказать, что опыт перенимал как Титенков, который ездил в Японию канализацию изучать. Правда, на днях коллектор провалился…
— В добавок еще и ассоциацию какую-то ж организовали?
— Это тоже странность какая-то дикая. Человека уволили и он возглавляет ассоциацию, которая занимается непонятно чем. Я отправил запрос во все дорожные предприятия с целью узнать — сколько денег они тратят на эту ассоциацию и что получают взамен. Ведь государственное предприятие платит взносы за счет средств, которые должны возвращаться в бюджет. Это какая-то синекура у Минахметова. Сидит человек в большом кабинете, надувает щеки, открывает спортивные соревнования, ни в чем себе не отказывает, а мы ищем, чем дыру в бюджете заткнуть. Министр обязан за всем этим следить и нести ответственность. Но пока, на мой взгляд, получается не очень.
— Фонд развития промышленности — из этой же серии?
— Похоже на то. Будет теперь министр Цыкалов на развитие инноваций видимо лично давать деньги бизнесменам, которым уже и банки кредиты не дают.
— Как изменить ситуацию с госпредприятиями?
— Да просто все. Необходима ревизия. И четкие установки. Шаг вправо, шаг влево - уволен. У нас же пока некоторые государственные предприятия больше похожи на кормушки заинтересованных лиц.
Фото: Бурмистров А. В. / sobranie.info