Россельхознадзор: возможность распространения АЧС на Новосибирскую область очень велика
Заместитель руководителя территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области Алексей Магеров рассказал о том, как в регионе идет борьба с опасностью проникновения вируса
Повторные лабораторные исследований проб, взятых у свиней в Чистоозерном районе Новосибирской области, не подтвердили наличие у животных вируса африканской чумы свиней (АЧС). Об этом сообщило сегодня региональное управление Россельхознадзора. Ранее пресс-служба администрации Баганского района сообщала, что две пробы, взятые у животных, которых купил местный житель, дали положительный результат.
О том, как идет борьба с проникновением в регион АЧС Sibnovosti.ru рассказал заместитель руководителя территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области Алексей Магеров.
Какие действия предпринимает Россельхознадзор для профилактики проникновения вируса АЧС в хозяйства Новосибирской области?
- Делается это уже давно, просто сейчас это все активизировалось и в более глобальном масштабе делается. Реальную угрозу мы ощутили в этом году. Впервые за всю историю возникновения вируса африканской чумы в России отмечены случаи на территории Сибирского федерального округа: в конце марта в Иркутской области и сейчас мы наблюдаем печальную картину в Омске у наших соседей. Проводятся рейды по местам несанкционированной торговли, на дорогах рейды проводятся вместе с сотрудниками ДПС, выборочно проверяем въезжающий транспорт. Особенное внимание на трассу «Иртыш» и павлодарское направление, потому что это врата, откуда возможен занос.
Проверки эти постоянные и ежедневные?
- В связи с оптимизацией всех структур власти, в том числе и нашей, мы физически не можем работать в круглосуточном режиме. Когда наша служба начала формироваться в 2005 году, численность была около 500 человек. На сегодняшний день 111.
Проверяете ли вы личные подсобные хозяйства, частные фермы?
- К сожалению, у нас сейчас складывается ситуация такая, что прокуратура категорически не согласовывает нам какие-то внеплановые проверки. Перед ними стоит задача снизить максимально нагрузку на бизнес. Но нас как раз беспокоят мелкие предприятия, которые занимаются разведением не для собственных нужд. Держат по 100-150 голов, но нигде не зарегистрированы и числятся, как личные хозяйства. А для того, чтобы нам зайти на частную собственность, нет нормативных законов.
Это большая очень проблема. Потому что на сегодняшний день не существует жестких правил содержания животных в личных хозяйствах. И какие манипуляции там производят с животными, как подвергают вакцинации, приглашают ли ветеринарного врача – здесь остается достаточно серьезный вопрос.
Каково поголовье свиней в подворьях Новосибирской области?
- Официально около 103 тыс. Но далеко не все владельцы ставят своих животных на учет. Статистика наших подворовых обходов показывает, что реальная цифра в 1,5-2 раза больше. Аналогичная ситуация в Омске. Они, когда с первой вспышкой столкнулись, ставили на уничтожение около 200 голов. Пришли подворный обход делать – 570 голов выявили и уничтожили. На сегодняшний день уничтожено уже более 12 тыс. животных. Прямых затрат уже только на выплаты ущерба гражданам – около 100 млн руб. И это, не учитывая косвенных потерь.
«Омский бекон» уже испытывает трудности с реализацией своей продукции. Партнеры боятся и разрывают контракты. Хотя это предприятие с высочайшим уровнем биологической защиты. А те, у кого первый-второй классы защиты, вообще не имеют права вывозить свою продукцию. Уже около 80 населенных пунктов попало под карантинные ограничения. И там есть достаточно крупные предприятия.
Это если мы говорим о мясе. Второй вопрос – зерно. Есть риски занесения вируса с фуражным зерном. И начинают отказываться предприятия от его закупок урожая 2017 года.
Как вы оцениваете шанс распространения вируса на территории Новосибирской области?
- Он крайне велик. Крайние точки в Омской области, где обнаружен вирус, – в 30-40 км от границы с Новосибирской областью. А, ведь, у нас крупнейший за Уралом свиноводческий комплекс «Кудряшовский». Это 270 тыс. голов. У них мясоперерабатывающий завод, комбикормовый завод. И это все может остановиться в один день, если мы запустим вирус туда. Ущерб будет гигантский. Ведь, фермы как ликвидируют? Животных убивают, обливают соляркой и сжигают. Здания тоже поджигают, потом рядом вырывают яму и бульдозером туда все строения сносят. И на этом месте животноводством заниматься несколько лет запрещено.