Максим Иванов: «Есть ощущение, что в минтрансе нет хозяйственников»
Крупный игрок на этом рынке рассказал о том, как устроен рынок, для краевого минтранса 3 млрд рублей
До конца года в Красноярске на 19 перекрестках появится приборы видеофиксации. Власти ожидают снижения аварийности и пополнения казны за счет штрафов. Но оказалось, что всего этого можно было добиться давным-давно, если бы ответственные лица занимались вопросом на совесть. В интервью Sibnovosti.ru Максим Иванов — руководитель компании, которая специализируется на системах видеофиксации нарушений на дорогах. Крупный игрок на этом рынке рассказал о том, как устроен рынок, почему для краевого минтранса 3 млрд рублей — не деньги, и как дорожники сами у себя аукционы выигрывали.
— Вы как представитель компании «ЭМАН» постоянно фигурируете в СМИ. Я сейчас о новостях, касаемых камер видеофиксации на дорогах. Я правильно понимаю, что установка и эксплуатация камер — ваш основной бизнес?
— Компании уже более 20 лет. И основной вектор — это инженерные работы, работы с электроникой. Изначально мы работали с МВД. Поставляли, обслуживали, ремонтировали и проводили проверку видеооборудования и иных приборов, с помощью которых фиксируют нарушения. В том числе, кстати, алкометры и приборы, измеряющие уровень тонировки стекол автомобиля. Приборы видеофиксации — это лишь часть нашего бизнеса.
— Сейчас вы с МВД не работаете?
— Работаем, но автоматическая фиксация нарушений ПДД в 2012 г. ушла из под контроля МВД в силу изменений действующего законодательства, все оборудование автоматической видеофиксации было передано в краевую собственность. Сперва в КрайДЭО до 2015 года, а сейчас КрУДору — подведомственной структуре министерства транспорта.
— Если посмотреть новости, касаемые вашей фирмы, можно заметить простую вещь: вас постоянно кидают. Вы устанавливаете оборудование, оно работает в тестовом режиме, показывает хорошие результаты, бюджет неплохо пополняется штрафами, после чего с вами отказываются работать дальше. Что происходит?
— Происходит то, что, во-первых, сама структура министерства транспорта и непосредственно КрУДор работает плохо… Все устроено коряво. И вроде не коррупция, но как-то через одно место. Во-вторых, мы довольно агрессивно ведем свою политику в этом направлении бизнеса, часто обоснованно конфликтуем с краевыми структурами — вот и результат.
Причины конфликтов прозрачны:
Когда оборудование автоматической фиксации находилось в распоряжении КрайДЭО, КрУДором три года подряд проводились аукционы на право работы с данным оборудованием. Естественно, все три года, пока оборудование было в КрайДЭО, КрайДЭО и побеждало в этих аукционах… А так как КрайДЭО —подведомственная структура КрУДора, то фактически они сами для себя проводили аукционы и сами же в них побеждали. Сами у себя! Это было очень забавно.
Приборы у КрайДЭО, КрУДор объявляет конкурс на обслуживание этих приборов и обеспечение их работы. Мы заявляемся и спрашиваем, а приборы-то вы нам как передадите, в аренду? Нет, говорят, мы вам их никак не передадим. Мы их вам просто не дадим… Это наша корова и доить мы ее будем сами.
Примерно та же схема использовалась в другой истории, после которой своей должности, да и не только должности, лишилась министр экологии и природопользования Вавилова…
В это же время мы продемонстрировали работу нескольких типов оборудования на дорогах Красноярска и края, это и контроль железнодорожных переездов, пешеходных переходов, полос выделенных для общественного транспорта и так далее. Оборудование сами устанавливали, сами согласовывали установку у энергетиков и балансодержателей дорожной инфраструктуры, запускали комплексы в тестовую эксплуатацию, нарабатывали статистику. У нас даже есть вычисления, основанные на статистических данных полученных по результатам опытной эксплуатации оборудования: не получив от заказчика ни копейки бюджетных средств, выписанными штрафами, мы принесли в бюджет около 50 млн рублей. Просто своей активной деятельностью по демонстрации современного оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения.
— Как это все происходило?
Наша задача была — показать, что оборудование работает и работает эффективно, дальше заключить контракт и обслуживать его. Инициатива всегда исходила и исходит от нас. Мы являемся региональным представителем производителей оборудования по Красноярскому краю, у нас тесное взаимодействие со всеми поставщиками. И вот эти поставщики дают нам бесплатно оборудование на тестовый период. Ставим, запускаем в работу и показываем, что оборудование хорошее, что аварийность в местах его установки реально снижается, что затраты на установку окупаются за счет штрафных санкций налагаемых на нарушителей, что люди перестают гробиться на этих участках дорог, что самое важное в конце-то концов! Но власть раз за разом говорит: прибор замечательный, мы подумаем о приобретении.…
— Почему не покупают?
Дефицит бюджета, денег нет. Мы говорим: постойте, это же выгодно! Прибор за 3 млн рублей за короткий срок (максимум месяц!) отбивает свою стоимость. Дальше — пополняйте бюджет штрафами, повышайте безопасность на дорогах. Мы даже предлагали схему, когда мы ставим прибор бесплатно, он отработает год, и уже потом с нами расплачиваются. Но и это не идет. Объясняют сложностью строения бюджетной системы, хлопотами, бюрократией и так далее и тому подобное. Такое ощущение, что во власти куча народа занимается только своими сложностями, на результат, направленный на реальное благополучие Красноярского края и его жителей, никто не нацелен. Это же работать надо! Город Красноярск и муниципалитеты — так вообще в камерах видеофиксации не заинтересованы, потому что штрафы идут в краевой бюджет, а на безопасность движения им глубоко безразлично.
— Ну убедите край. Здесь же все прозрачно. Условно, потраться на 10 приборов — это 30 млн и через год ты получишь 300. И в следующем году 300. И так далее. А если установить 100? Это же очевидно.
— Прибор за год может окупиться и в сто раз, если грамотно его располагать в очагах аварийности. Так что даже не 300 млн, а 3 млрд можно получить. Безопасностью дорожного движения заведует министерство транспорта, оно эти полномочия делегировало КрУДору.
Верно Вы подметили, все прозрачно. Видна и прямая экономическая выгода и та, которая сложно оценивается, но она многократно превышает прямые поступления штрафов в бюджет — это снижение затрат бюджетных средств на ликвидацию последствий ДТП, которые складываются из множества факторов (социальные выплаты пострадавшим, восстановление дорожной инфраструктуры, простой транспорта в результате заторов при ДТП и т.д.). Этому годами учат в институтах, но, видимо, как только обученный специалист попадает в жернова всеобщего чиновничьего безразличия, он все напрочь забывает… Есть ощущение, что в минтрансе нет хозяйственников, которые могут видеть чуть дальше, чем ситуация на момент «ВЧЕРА». Там не видят даже, что происходит сегодня и тем более, как изменится ситуация уже завтра. Для них эти 300 млн или 3 млрд — что есть, что нет. Ну заработают они в бюджет эти деньги, ну не разобъется насмерть 100 человек, не покалечится 1000, им-то лично ничего ж с этого не будет.
Мы с ними работу ведем, убеждаем, но интереса нет. Даже несмотря на то, что это финансово выгодно для бюджета и усиливает безопасность на дорогах. Почему так происходит? Да потому что коррупция. Пока невыявленная, но это вопрос времени. Предложения честных, активных и не заинтересованных в «попилить бюджет», никто видеть не хочет. На реализацию этих предложений при таком раскладе денег нет и никогда не будет. Мы оспаривали аукционы КрайДЭО через суд, обращаемся в антимонопольную службу. Но поверьте, все контролирующие органы — это краевые структуры… Тут никто не хочет создавать своего «Улюкаева». Это же что тогда получится….
— После аварии на Ленина губернатор говорил, что в городе скоро появится куча камер. Минтранс тему слил?
— Процесс двигается, но так неспешно, что диву даешься. Проект оборудования видеофиксаторами 19 перекрестков длился больше 3-х лет. В этом году все-таки объявили аукцион и установят камеры. Выиграла московская компания с большим падением цены. Подозрительное падение было — практически на четверть от изначальной цены. Мы участвовали, но такой шаг на понижение — это за гранью. Да и сам аукцион был сделан под то оборудование, которое есть исключительно в распоряжении москвичей. Другие участники аукциона даже неоднократно пытались оспорить результаты торгов в Красноярском ФАС, но безрезультатно. Причины бесполезности борьбы с чиновниками я ранее уже озвучил.
— Это как краевые власти покупали машины и прописывали в техзадании исключительно характеристики Toyota Camry?
— Отработанная схема, да.
При этом самооборудование имеет скандальную славу и в России применяется редко. У нас в регионе, я не только про Красноярск, а про Сибирь и Дальний Восток, не тестировалось, вживую его никто не видел. Однако КРУДОР ну очень сильно захотел именно это оборудование. Почему захотели именно его? Не знаю, вернее просто не буду говорить почему…. Что из этого проекта получится, не понятно. Одно ясно, ничего путнего не будет. Это еще одно «красноярское метро». Закопают деньги и с концами. Есть вероятность, что данный проект будет как с парковками…
— Как сказал бы Юрий Дудь: блиц. Вы правда считаете, что не выигрываете аукционы только потому, что такие вредные?
— Да, это так.
— Почему несмотря на это вас используют хотя бы три тестовых месяца?
— Точно, именно используют. Да для того, чтобы в этот период времени мы не мешали делать новое красноярское метро для закапывания денег и хоть как-то нас успокоить, одновременно демонстрируя видимость работы с созданием всяких комиссий, проведением бестолковых заседаний и прочей мишуры.
— Есть ли будущее у вашей фирмы после опубликования этого интервью?
— С заказчиками в лице власти мы никогда не дружили и дружить не будем. В бизнесе нет дружбы, есть только сотрудничество, оно должно быть взаимовыгодным. Опыт сотрудничества с различными структурами власти у нас большой. Мы работаем честно и даем результат. Если тому же минтрансу нужен будет результат, они к нам обратятся. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует.