Красноярский театр оперы и балета готовится отметить 40-летний юбилей
12 сентября открылся юбилейный сезон в Красноярском театре оперы и балета
Этого события с нетерпением ждала вся труппа театра и, конечно, зрители. В следующем году театр отмечает 40-летие и в честь этой даты в новом сезоне творческий коллектив приготовил для зрителей обширную программу, куда войдут лучшие спектакли за всю историю театра, новинки от молодых режиссеров, бенефисы, а также гастроли театров из других городов.
Директор театра оперы и балета Светлана Гузий накануне открытия сезона рассказала Sibnovosti.ru о том, что ждет зрителей не только Красноярска и других городов России, а также зарубежья в новом сезоне 2017-2018.
«40 лет для жизни и истории театра — это юбилейное событие. Возможно, для истории в целом такая дата не столь велика, но для человеческих судеб, для сотрудников, для артистов 40 лет – значимая цифра. У нас в театре 25 юбиляров, которые работают с первого дня, со дня открытия театра», – рассказала Светлана Владимировна накануне начала сезона 2017-2018.
8 сентября в театре оперы и балета прошел сбор труппы. «Мы называем это событие «сбором театра» и приглашаем все цеха. Я провожу такое мероприятие уже лет 8, и зайдя в зрительный зал, однажды отметила, что там аншлаг. Приятное ощущение, когда собирается весь театр, все сотрудники», — говорит директор театра.
– Светлана Владимировна, расскажите, как театр готовился к 40-му сезону. Что ждет зрителей на сцене в этом и следующем годах?
– 40-й сезон мы сделали, основываясь на отечественном искусстве. Почти все концертные программы и бенефисы будут посвящены русской классике. Так в декабре этого года мы покажем самый первый спектакль, который прошел на нашей сцене красноярского театра оперы и балета 20 декабря 1978 года — оперу «Князь Игорь» композитора Александра Бородина.
Наш традиционный международный фестиваль «Парад звезд в Оперном», который проходит с 2010 года, также будет посвящен русской опере. На фестиваль мы пригласим дирижеров и певцов из разных уголков мира.
Совместно с Фондом Любови Казарновской в рамках «Парада» мы впервые представим проект «Забытые имена». Зритель услышит оперу Антона Аренского «Рафаэль». Эта постановка — редкость, ее не так часто можно увидеть в российских театрах.
Мы покажем новые спектакли в постановке нашего главного режиссера Неэме Кунингаса. Зрители увидят «Евгения Онегина» Петра Чайковского. Последняя версия этой оперы была поставлена в 2009 году, и мы решили ее обновить.
Но мы не ограничемся только русской классикой. 25 и 26 ноября состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Турбадур» в постановке нашего молодого, но уже известного красноярскому зрителю по спектаклю «Медея» и мистическому шоу «Русалка» режиссера Марии Тихоновой и ее команды.
_–__ Почему «Трубадур»?___
– В прошлом сезоне на «Параде звезд в Оперном» мы показали концертное исполнение этого произведения. Это великолепная опера: здесь и трагедия, и любовь. На мой взгляд, «Трубадур» – одна из самых интересных опер в творчестве Верди.
«Трубадур» — одна из первых постановок нашего театра, именно поэтому в этом сезоне мы решили ее возродить. В прошлом году в концертном исполнении ее пели наши вокалисты и солист Бурятского театра оперы и балета Михаил Пирогов. Зал тогда принял «Трубадура» «на ура».
– Увидят ли зрители в сезоне 2017-2018 новые лица?
– Несмотря на яркий творческий состав нашего театра, в него входят артисты, музыканты, танцоры, это порядка 300 человек, мы всегда рады новым именам. Красноярский театр оперы и балета – один из немногих, кто с 2012 года работает с молодыми режиссерами. Вместе мы сделали целый ряд концертных программ, оперных постановок. За те два сезона, что у нас были заключены соглашения с ГИТИСом и Гнесинкой, молодые режиссеры поставили оперы «Viva la mamma», «Медея», «Амадей», «Испанский час». Мы продолжаем работать с московским театром «Геликон-опера».
В Москве на заседании Международной ассоциации музыкальных театров было отмечено, что в 2014 году красноярский театр оперы и балета был единственным, кто работает с молодыми режиссерами.
Этот год не станет исключением. Мы приняли в труппу молодого режиссера, лауреата III Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-опера» Даниила Дмитриева. Сейчас он активно включается в работу и пока начнет свою деятельность в театре с малых форм. Надеемся, что в предстоящем сезоне увидим много таких постановок. Также в труппу театра мы официально приняли молодого художника Ирину Сидоренко, которая работала над постановкой «Медеи».
30 августа мы проводили прослушивание в оперную труппу и не ожидали, что соберется столько молодежи. Для Красноярска 18 человек, пришедших на кастинг в оперный театр, это много, тем более, что мы громко не афишировали это событие. Шестеро из пришедших приняты в труппу театра. Четверо приняты в стажерскую труппу, которую возглавит народная артистка России Ирина Долженко. В балет пришли 11 ребят. Мы пополняем нашу труппу, так как репертуар очень большой и для того, чтобы мы могли работать на стационаре и гастролировать, нужны танцоры и вокалисты.
– Какие гастроли запланированы у театра в новом сезоне?
– Так сложилось, что на гастроли чаще выезжает балет. Но в этом году мы наконец-то повезем оперу. 14 ноября на сцене музыкального театра имени Наталии Сац в Москве в рамках фестиваля «Видеть музыку» мы покажем оперу Цезаря Кюи «Кавказский пленник», которую зрители не видели более 100 лет. На гастроли поедут 150 человек. В апреле оперная труппа отправится в Астрахань. Мы планируем показать «Медею», «Снегурочку» и «Садко». Этих опер у них нет. А с 12 по 16 декабря Астраханский театр оперы и балета приедет в Красноярск. На нашей сцене пройдут спектакли «Травиата» Верди и «Осуждение Фауста» Берлиоза, у нас этой постановки не было.
Есть планы в ноябре съездить в Париж. Поездка пройдет в рамках фестиваля «Российские культурные сезоны». В этом году отмечается 200-летие дипломатических отношений России и Франции, и наша программа будет называться «Сибирь неизвестная под небом Парижа». В столице Франции выступят балетные и оперные солисты.
– Светлана Владимировна, в театре существует детская оперная студия. Воспитываете молодое поколение?
– Для меня детская студия – неотъемлемая часть нашего театра. Не в каждом театре есть такой проект. Наши юные вокалисты участвуют во всех оперных спектаклях. Практически нет постановок, где бы не была написана музыка для исполнения детских голосов: это и «Пиковая дама», и «Евгений Онегин», и «Тоска».
В театр приходят юные зрители, они видят на сцене талантливых ребятишек. Уверена, что таким образом мы привлекаем детскую и молодежную аудиторию. Уже 8 лет мы уделяем особое внимание самостоятельным детским оперным постановкам. На все не хватает денег, но отдельные спектакли оперной студии у нас есть – это «Мама», «VКрасной шапочке», «Новые приключения Буратино», «Под первой звездой», «Белоснежка и…». 15 лет студией руководит Наталья Цюпа, а Вячеслав Цюпа, главный режиссер студии, пишет сценарии и либретто. После окончания нашей студии дети поступают в музыкальные училища, работают в музыкальных театрах. Студия для меня очень дорога. На мой взгляд, воспитывать детское поколение в театре важно.
– Светлана Владимировна, на Ваш взгляд, зритель театра оперы и балета, кто он?
– Я 10 лет работаю директором и в первые годы моей деятельности мы делали соцопрос. Написали очень просты вопросы для анкеты, например, «Как часто вы ходите на премьеру в театр оперы и балета?». Помню, что треть опрошенных вообще не знали, что в городе есть такой театр. Для меня это был шок! Театр, который находится на центральной площади, единственный из всех театров города виден с обоих берегов... Опрос проводился среди молодежи в возрасте от 16 до 35 лет. Тогда я начала активно работать с вузами. Экс-депутат Законодательного Собрания края Татьяна Волоткевич работала председателем профкома в технологическом институте, она одна из первых подписала соглашение о сотрудничестве с театром. Татьяна Николаевна говорила, что студенты самостоятельно пойдут в музыкальный театр, пойдут в драму и в кино, а вот в оперу и балет вряд ли. После появления в городе СФУ представители вуза также начали сотрудничать с нашим театром. Любовь к искусству нужно прививать. Мы стали делать много молодежных проектов, выезжать в вузы с концертами и лекциями, привлекали молодых режиссеров для постановок.
Если 10 лет назад основная аудитория театра была в основном зрелого возраста, то сейчас она разная. Приятно, когда заходишь в зал и видишь молодые лица. Они не просто покупают наши абонементы, они интересуются театром. Есть спектакли, на которые за месяц-два уже нет билетов. Считаю, что мы работаем не зря, есть, чем гордиться, к чему стремиться.
– Светлана Владимировна, как Вы относитесь к новаторству в опере? Об этом много говорят, показывают...
– Я считаю, что не стоит делать все по шаблону. Но я против пошлости на сцене. Конечно, современному искусству необходимы молодые режиссеры и артисты, их свежий взгляд. Однако во всем должна быть мера. За последние пять лет, что мы работаем с молодыми режиссерами, я вижу, что их идеи и проекты не идут в разрез достойному. Я за новаторство в разумных пределах.
Фото предоставлены пресс-службой Красноярского театра оперы и балета