Алмаз Миргазов: «После финального свистка накрыло счастье»
Алмаз Миргазов, как и большинство мальчишек из Первоуральска, занимался хоккеем с мячом и мечтал играть в «Уральском Трубнике»
Теперь Алмаз — двукратный чемпион мира, автор хет-трика в финальном матче со шведами и лидер чемпионата страны в составе «Енисея». Вернувшись в Красноярск, Алмаз продолжил забивать. Голевой дубль в победном матче с ульяновской «Волгой» позволил ему остаться во главе снайперской гонки чемпионата России. Об этом всем подробно — в интервью изданию «Городские новости».
— Не успели вернуться с праздника, как начались игровые будни, легко после такой победы вновь втянуться в чемпионат?
— Все в порядке, настроение отличное, рабочее, радость от победы придает сил.
— В первом круге «Енисей» потерпел в Ульяновске сенсационное поражение. Принципиально было обыграть «Волгу» именно с крупным счетом в домашнем поединке?
— Настраивались серьезно. Очень хотелось выиграть как можно убедительнее. В первом круге в игру вмешались некоторые факторы, и для нас было важно выиграть.
— Многие поклонники «Енисея» недоумевают, как можно уступать в гостях команде, которую затем дома вы обыгрываете с огромным преимуществом. Это недооценка, расслабленность или судейский фактор?
— Ни в коем случае не расслабленность. Всегда стараемся действовать на высоком уровне, не в каждом матче это получается, и бывает, не все зависит от нас. Те, кто следит за хоккеем с мячом только по новостям, не до конца могут понять все нюансы, для них каждое поражение «Енисея» нонсенс. Тем не менее с себя ответственности не снимаем, проиграли, значит, не сделали то, что должны были.
— Показалось, что на групповом этапе чемпионата мира Россия играла не на максимуме, согласен?
— Возможно. Лучшую игру мы показали в плей-офф. Тяжело сказать, что мы именно так и планировали. Получилось так, как получилось. Всё вышло идеально. К финальному матчу мы подошли на пике. Смысл рвать всех на групповом этапе? Уступаешь потом в финале — и все, остался вторым. К тому же в первых матчах шла притирка друг к другу и в игровом плане, и в психологии. К плей-офф у нас определились оптимальные сочетания, которые и принесли результат.
— Как отразилось на сборной России безшансовое поражение от шведов в группе?
— В панику мы не впадали. Главные матчи были впереди. Даже мыслей не было ни о чем, кроме первого места. Мы не имели права проиграть домашний чемпионат мира, подвести болельщиков. Тщательно разобрали ту игру и сделали из поражения правильные выводы. Понятно, что мы со шведами знаем друг о друге все. Слабые и сильные стороны известны. Остаётся только выходить и играть, доказывать, что ты сильнее именно в данном конкретном матче.
В финальном матче чемпионата мира Алмаз забил три мяча и во много предопределил победу нашей командой над Швецией 5:4.
— Россия — Швеция в бенди это как «Реал» — «Барселона» в футболе?
— Можно и так охарактеризовать. Поединки со шведами главные для любого российского хоккеиста, примерившего майку сборной страны.
— Что чувствует человек, оформивший голевой дубль в финале уже к пятой минуте?
— Сумасшедшие эмоции. Слов нет, способных их передать. Не нужно и говорить про наш настрой. Он был запредельным. Очень важно было забить первыми. А то, что отличился я, это работа всей команды. Мне повезло оказаться в нужном месте в нужное время.
— Когда шведы за считаные минуты отыграли два мяча и счет стал 4:4, какие мысли посещали? Я, к примеру, смотря финал, решил, что это конец, скандинавы переломили ход встречи и теперь добьются победы. За счет чего удалось вновь вырваться вперед?
— В матчах таких соперников разница в два мяча отыгрывается часто и быстро. У шведов на каждой позиции топовые игроки. Уверен, что они, проигрывая 2:4, не сомневались, что нас достанут. Будь мы на их месте, всё происходило бы точно так же. Два гола и за минуту можно забить. Мы физически чуть подсели, они этим воспользовались, хорошо, что нашли в себе силы забить ещё один мяч, который стал победным.
— Раньше приходилось забивать такие красивые и необычные мячи, как пятый в Швеции?
— Даже не припомню. Этот гол самый важный в моей карьере на данный момент и один из самых красивых. Была стандартная подача в штрафную. По идее шведы должны быть первыми на мяче. Я услышал, что защитник кричит вратарю, чтобы он забирал. Они замешкались на секунду. Я рванулся и сделал то, что только и можно было, подставил клюшку под мяч. Получилось удачно.
— Оставшиеся минуты игры после этого гола показались вечностью?
— Они тянулись очень долго, будто еще два матча провел. Как же мы ждали этот финальный свисток! А когда он раздался, накрыло огромное счастье.
— Это чемпионство стало вторым для тебя. Эмоции были ярче, чем от победы над финнами в финале два года назад?
— То чемпионство стало первым для меня, оно в любом случае запомнится на всю жизнь. Я тогда первый раз попал в сборную, дебютировал на чемпионате мира. Играл, правда, поменьше, и соперником по финалу была Финляндия, а не Швеция. Мы вообще у скандинавов с 2015 года на чемпионатах мира не выигрывали. Финляндию победили уверенно, здесь же напряжение было до последних секунд, поэтому эмоции от этой победы получились более яркими
— Ты сделал хет-трик в финале, однако лучшим игроком признали Даниэля Берлина из Швеции. Расстроился?
— Вообще не расстроился. Радость от победы затмила всё. Дали бы этот приз — хорошо, не дали — ну и ладно.
— Ты в «Енисее» с 2015 года. Быстро освоился в команде?
— Можно сказать, с первого дня. Никакого дискомфорта не испытывал. Летом приехал, сразу влился в коллектив. Меня всё устраивало и устраивает. К городу быстро привык.
— Почему отдал предпочтение Красноярску перед Хабаровском?
— Посчитал, что так будет правильно. Время показало, что не ошибся. Кто знает, если бы я уехал в Хабаровск, как бы всё сложилось. Выбрал «Енисей» и нисколько не жалею.
— Когда Сергей Ломанов и Алан Джусоев уехали в Швецию на год, на тебя свалилось бремя лидерства. Тяжело было в этой роли?
— Я бы не сказал, что был лидером.
— Так считали и специалисты, и болельщики.
— Им виднее.
— Игралось комфортнее, когда все надежды в атаке возлагались на Миргазова? Или сейчас, когда вместе с тобой впереди действуют вернувшийся Ломанов и Эрик Петерссон?
— Я не скажу, что мне тогда было некомфортно. Несмотря на третье место, прошлый сезон получился хорошим. Молодёжь набралась опыта. Мы научились брать на себя инициативу. Сейчас же играть вместе с мастерами экстра-класса большая удача. У нас роли в атаке четко расписаны, да и взаимопонимание нашли быстро. Получаю от игры с такими партнёрами огромное удовольствие.
— Ты сейчас лучший снайпер чемпионата. Для тебя это звание имеет значение?
— Забивать много приятно. Но я не гонюсь за тем, чтобы стать лучшим бомбардиром. Если Сергей или Эрик меня опередят, нисколько не расстроюсь.
— Семь игроков «Енисея» стали чемпионами мира, а вот ваш партнер Петерссон в финале уступил, да еще и в штангу попал при счете 4:4. Не отразится это на его игре за красноярский клуб, как думаешь?
— Понятно, что это поражение так просто не отпустит. Но никаких шуток с нашей стороны на этот счет нет. Мы вернулись в Красноярск, теперь будем вместе решать задачи «Енисея». Уверен, что Эрик быстро придет в себя. Если будешь жить прошлыми победами или поражениями, ничего хорошего не выйдет. Нужно доказывать, что ты и твоя команда лучшие здесь и сейчас.
— Ты родом из Первоуральска. Хоккей с мячом там вне конкуренции?
— Да. С первого дня, встав на коньки, я понял, что хочу быть профессиональным хоккеистом. Шел к этому шаг за шагом. У нас небольшой город. Есть команда «Уральский Трубник», каждый мальчишка, занимающийся в Первоуральске хоккеем, мечтает в неё попасть. Я не исключение. Когда ты видишь перед собой игроков взрослой команды, на которых весь город ходит, это очень мотивирует. Плюс очень важно, чтобы ты сам для себя решил, что важно, а что нет, чтобы родители направляли в нужное русло. Мне никогда не было интересно покурить или выпить. Я и с ребятами общался, у которых были другие приоритеты. Отец всегда говорил, что, если выбрал спорт, иди до конца и не сворачивай. Он сам играл в хоккей с шайбой на любительском уровне. В детстве много времени с ним проводили на льду. После победы на чемпионате мира папа очень радовался, но и покритиковать не забыл. Я к этому с детства привык. Как бы ни сыграл, отец всегда укажет на недостатки, объяснит, что есть куда расти. Я и сам это прекрасно понимаю. Нет ни одного матча в моей карьере, которым я был бы доволен на сто процентов.
— Даже финалом чемпионата мира с хет-триком?
— Все равно были моменты, которыми я недоволен. Это не обязательно связано с голами. Где-то ошибся, где-то не добежал.
— В финале случился эпизод, когда ты сцепился с соперником. Как удалось сдержаться? Мне показалось, что драки не избежать.
— Сумел взять эмоции под контроль. Понимал, что могу подвести команду. Но именно в тот момент хотелось от души шведу зарядить, хорошо, что сдержался.
— Иного выбора, кроме бенди, у тебя не было?
— Я в детстве многими видами спорта занимался. Бокс, футбол, хоккей с шайбой. Кстати, был выбор. Приглашали в екатеринбургский «Автомобилист», но я предпочел мяч шайбе.
— А не обидно? Все-таки хоккей с шайбой олимпийский вид спорта, а бенди нет.
— Мне не обидно, что я выбрал хоккей с мячом. Скорее несправедливо то, что наш вид спорта не олимпийский, он заслуживает того, чтобы войти в программу Игр.
— Чемпионат мира по футболу планируешь посмотреть на стадионе?
— Хотелось бы. Надо только заморочиться и сделать себе паспорт болельщика. В Екатеринбурге в июне игры будут, от Первоуральска совсем недалеко. Я регулярно езжу в родной город в межсезонье. Хотя возможно, что у нас в это время сборы тренировочные будут. Тогда воочию посмотреть матчи не удастся.
— Россия выйдет из группы?
— Даже не знаю. Мне, если честно, не очень нравится, как наша сборная играет. Но болеть я в любом случае буду за Россию, правда без фанатизма.
— А потом?
— Потом за Аргентину.
— На Олимпиаде в Пхёнчхане за каким видом спорта будешь следить?
— За хоккеем, конечно. Считаю, что без энхаэловцев у России большие шансы выиграть золотую медаль.
— Многие называют победу на этой Олимпиаде куцей, ведь в Играх не участвуют лучшие игроки мира.
— Руководство НХЛ решило не отпускать игроков, но это явно не проблемы тех, кто примет участие олимпийском турнире. Медали у них будут самые настоящие. Скорее те, кто не попали на игры, будут об этом жалеть.
Автор: Павел Катцын
Фото: Александр Черных; vk.com/hcenisey1934