Красноярский край на пороге больших ремонтов
Регион готовится к дорожным работам
В футболе, политике и ремонте дорог в России разбираются все. Что касается последнего, то здесь за несколько лет сложилась ситуация, при которой любые новации подвергаются всеобщему обсуждению. Главная претензия — почему снег сходит вместе с асфальтом? Sibnovosti.ru решили поразмышлять на эту тему и согласились с мнением экспертов: лучшее «лекарство» для дорог — классический ремонт и качественные материалы.
Холодные смеси, инфракрасные горелки — чего только ни придумают дорожники, лишь бы побыстрее залатать полотно после того, как весной все ямы «вылезли наружу». Но эти полумеры, как правило, дают лишь сиюминутный результат — через некоторое время выбоины появляются вновь, а дорожники получают шквал критических замечаний от общественности.
По словам руководителя КрУДор Андрея Журавлева, понятием «новая технология» невозможно заменить ту материалоемкость, которая должна вкладываться в дорогу.
«Нет никаких волшебных технологий, которые бы смогли заменить скальное основание дороги на более дешевый материал, например, суглинок. Само понятие «новая технология», безусловно, присутствует в дорожном строительстве, но оно, прежде всего, связано с методологией производства работ, оптимизацией отдельных технологических процедур и операций, повышением скорости их выполнения. Но основой дорожного строительства всегда были и остаются классические подходы к строительству дорог», - заявил он.
Наиболее ответственной, а самое главное, видной пользователю, всегда была асфальтобетонная часть автодороги. Учитывая, что это смесь инертного материала — щебня и песка, а также вяжущего, которым является битум и минеральный порошок, совершенно очевидно, что итоговое качество асфальтобетонного покрытия определяется не только тем, насколько удачно скомпонованы эти материалы, но и тем, какие свойства имеет каждый из них в отдельности.
Битум — продукт переработки нефти — один из самых важных компонентов, влияющих на качество автомобильных дорог и являющийся классическим материалом при их строительстве и ремонте. В Красноярском крае его выпускают на Ачинском НПЗ с 1985 года — тогда начале 80-х темпы жилищного и дорожного строительства достигали небывалых объемов, и дефицит в битуме был огромный. Сейчас если не дефицит, то, как минимум, острая потребность в этом продукте сохраняются, особенно в весенне-летний ремонтный период.
Основа производства битума — остатки атмосферно-вакуумной перегонки нефти (гудрон). Наилучшим сырьем считаются остатки малопарафинистых нефтей (именно такая поступает на Ачинский НПЗ), поскольку при их окислении образуется меньше асфальтенов и карбенов, которые делают битум хрупким и неэластичным.
На НПЗ битума получают путем окисления гудрона. Кислород при высокой температуре реагирует с водородом, содержащимся в углеводородах сырья. При этом изменяются химические и физико-химические свойства битумов: водорастворимость и водопоглощение, клеящая способность (адгезия) к минералам. Кроме того, окисленные битумы имеют более высокую температуру размягчения и вязкость. А роль вяжущего в образовании дефектов покрытия высока: если колееобразование зависит от него всего на 30%, то низкотемпературное трещинообразование — более чем на 80%.
Наиболее ходовым в нашем регионе является битум марки БНД 90\130. Он предназначен к применению в дорожно-климатических зонах при среднемесячной температуре наиболее холодного времени года в пределах от -20 до +5°С.
Качественные характеристики битума, как и любого другого продукта, нормированы требованиями ГОСТ. Интересно, что в настоящее время их действует два: ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014, причем последний призван постепенно сменить «устаревшую» версию 90-го года. Новый стандарт повышает требования к параметрам продукта. В частности, нормирует не только показатели, определяющие твердость/мягкость, хрупкость/пластичность, но и изменение их в процессе старения, а также динамическую вязкость при различных условиях, растворимость, содержание твердых парафинов.
К слову, в марте Ачинский нефтеперерабатывающий завод выпустил уже пятимиллионную в своей истории тонну битума.
«Этот факт можно считать символическим, — говорит главный инженер Ачинского НПЗ Олег Белов. — В настоящее время мы выпускаем битум по ГОСТ 22245-90, но технические возможности завода позволяют нам перейти на нормы ГОСТ 33133-2014. При наработке опытной партии мы проверили возможности установки по производству битума. Подготовлена вся необходимая документация, лаборатория оснащена оборудованием, ведь вести анализ теперь придется не по семи, а по 12 показателям. Ждем заявок. Применение в дорожном строительстве и ремонте дорожных битумов, соответствующих ГОСТ 33133-2014, безусловно, увеличит эксплуатационный срок асфальтобетонного покрытия», — резюмирует Белов.
Фото предоставлено пресс-службой Ачинского НПЗ