Профессор Николай Мешков: «Не очень понятны критерии, по которым Красноярск относят к зоне экологического бедствия»
Сравниваем экологию Красноярска с другими городами СФО
Тема экологии всегда была одной из самых больных в Красноярске. С терминами «формальдегид», «черное небо», «выбросы» сегодня знакомы даже школьники. Красноярцы настолько уверены, что соседство с промышленными и химическими предприятиями автоматически вызывает рак, что забывают о других причинах. Чтобы развеять мифы об «экологической неизлечимости» Красноярска, в город приехал заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы в отставке Николай Мешков.
Николай Алексеевич, напряженная экологическая ситуация сегодня наблюдается только в Красноярске или в других городах СФО тоже есть такие проблемы?
Сейчас я являюсь заведующим лабораторией ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Минздрава России. Мы провели исследование эколого-гигиенической ситуации в крупных промышленных городах Сибири – Барнауле, Красноярске, Кемерове, Новокузнецке, Омске и Новосибирске. Все эти города отличаются по структуре промышленности, а также по объему выбросов. Но в любом случае индикатором медико-экологического благополучия является состояние здоровья человека. Наш организм – отражение той экологической обстановки, в которой живем. Наши исследования основаны на официальных статистических материалах, начиная от Росстата и заканчивая данными медицинской статистики.
Оказывают ли вредные выбросы прямое влияние на организм человека?
Объемы выбросов никак не соотносятся с состоянием здоровья людей. Даже если вредные вещества выбрасываются в воздух, то это совершенно не значит, что они действуют на человека или на 100% поступают в организм. Важно, какие химические вещества, в каком количестве и как долго поступают в организм. Но и это еще не означает, что человек обязательно заболеет. Можно говорить только о рисках, то есть о вероятности заболеть. Например, из 100 курящих людей у 50 есть риск заболеть раком легкого. На это влияет множество факторов – состояние организма, наследственность, индивидуальная чувствительность, а также меры, предпринимаемые для защиты окружающей среды. Вредные вещества могут провоцировать патологию.
Во всех экологических «бедах» стоит винить только предприятия и транспорт или существуют другие источники загрязнения?
Есть три самых главных источника загрязнения атмосферы – малые и крупные предприятия, транспорт и частный сектор. Например, в выхлопных газах автомобилей содержится бенз(а)пирен. Причем неважно, на каком топливе работают двигатели – бензине или солярке, результат одинаково плохой. Так, Красноярск занимает 2-е место среди городов Сибири по уровню загрязнения бенз(а)пиреном и сажей. Максимально высокий уровень диоксида азота в воздухе зафиксирован в Кемерово, а взвешенных веществ – в Новокузнецке.
Вы затронули и частные постройки. Неужели дома, которые всегда топили углем и дровами, вредят атмосфере?
Конечно, мы даже сравнивали структуру выбросов предприятий энергетики и частных построек. В обоих случаях отопительный сезон достаточно длительный. Результат вас удивит – и предприятия ТЭЦ, и частные постройки выбрасывают диоксид серы и твердые вещества. Причем доля твердых веществ в выбросах печей частного сектора почти в 3 раза превосходит их долю в выбросах ТЭЦ. К тому же, чтобы выбросы рассеивались в более высоких слоях атмосферы, источники выбросов тепловых электростанций (трубы) весьма высокие: самая большая труба достигает 275 метров в высоту. Частные дома есть в разных районах города, их трубы не превышают 6-10 метров, то есть продукты горения загрязняют зону частной жилой застройки и переносятся на прилегающие территории. В результате образуется постоянная зона застойных явлений, кроме того и уровень выхлопных газов превышает гигиенические нормативы в разы. Сколько именно таких построек в городе, остается только догадываться. Но, по данным переписи за 2010 год, их количество превысило 14 тысяч. По данным Всемирной организации здоровья, в частном доме концентрация бенз(а)пирена достигает 70 нг на куб.м при норме 0,12, формальдегида – 26 мкг/куб.м при норме 9,9, бензола – 30-45 мкг/куб.м при норме 1,7.
Сколько в среднем загрязняющих веществ приходится на одного красноярца?
Самая высокая антропогенная нагрузка наблюдается в Новокузнецке – там на одного жителя приходится около 600 кг загрязняющих веществ. На жителя Омска – до 170 кг, а на красноярца – немногим более 150 кг.
По результатам исследований общественников за 2016-2017 годы, Красноярск является «зоной экологического бедствия». Согласны ли вы с этим?
Критерии отнесения той или иной территории к зоне экологического бедствия были разработаны Минприроды России еще в 1992 году. Для оценки степени загрязнения воздуха используются фактические максимально разовые и среднесуточные концентрации за последние несколько лет, но не менее чем за 2 года.
Каким образом это делается сейчас, мне непонятно. Красноярск, например, попал в зону бедствия по бенз(а)пирену по данным лишь одного поста наблюдения по ул. Сурикова, 54, где в январе 2016 года была зафиксирована наибольшая предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКсс) – 40,6. Но как можно делать такие выводы на основании показателя только за один месяц и на одном посту? В данном случае не получится даже выработать рекомендации и организовать защитные мероприятия.
Как вы считаете, общественные организации сегодня помогают решать экологическую проблему или только вводят население в заблуждение?
Раньше таких общественников называли «зелеными». В большинстве своем они не имеют специального образования и просто идут «на волне» пиара. Все потому, что они не вникают в реальную проблему. Их задача – подхватить тему и взбудоражить общество.
Какие заболевания или патологии могут спровоцировать вредные вещества?
Все вредные вещества в воздухе повышают риск развития злокачественных новообразований, респираторных и хронических заболеваний, аллергических реакций, инсультов, инфарктов. Человек – это индикатор той среды, в которой он живет. Например, по доле лейкемии и рака желудка в структуре злокачественных новообразований Красноярск занимает соответственно первое и второе места. Лидирует город по «вкладу» в структуру заболеваний язвы желудка у детей. Среди других городов Сибири Красноярск занимает первое место по доле заболеваемости бронхитом среди подростков. Причиной высокой заболеваемости лейкемией и раком желудка может быть повышенное содержание в воздухе бензола, бенз(а)пирена и формальдегида. Заболеваемость астмой среди детей и хроническим бронхитом среди подростков и взрослых возможно связана с загрязнением атмосферного воздуха оксидом азота, диоксидом серы, сажей и бенз(а)пиреном.
Я не случайно употребляю словосочетание «может быть», потому что некоторые химические вещества, поступающие в организм человека из воздуха, могут служить экологическими факторами развития анемии, гастрита и язвенной болезни желудка, также как и алиментарный дефицит (пищевой).
Какие меры стоит применять, чтобы снизить количество выбросов?
Важно выявить конкретные источники загрязнений. Регулировать интенсивность автомобильных потоков, особенно на территории жилой застройки, подключить частные дома к централизованным тепловым сетям, не допускать точечных застроек, работать над озеленением территорий для защиты от пыли. Эти меры позволят снизить негативное влияние различных факторов на экологическую ситуацию в Красноярске.
Важным условием решения проблем является систематический анализ данных социально-гигиенического мониторинга и состояния здоровья населения, особенно детей.
Фото: МИА «Россия сегодня»