Романтика геологии
Как и на ком держится одна из самых таинственных отраслей промышленности
Многие из нас в детстве очень любили фильмы про геологов. Эти молодые смелые парни и девушки ходили по местам, где не ступала нога человека. За спиной - рюкзак, лица - загорелые, вечером обязательные посиделки у костра с гитарой и крепким чаем. Сейчас геологоразведка стала намного технологичнее. И требований к результатам анализа - серьезнее. О том, как живут геологи сейчас, сколько они уже разведали золота на месторождениях Красноярского края и при чем здесь «Черный квадрат» Малевича, рассказал руководитель группы подсчета запасов «Полюс Красноярск» Станислав Ильин.
Романтика и длинный рубль
Романтика - это слово первым делом всплывает в голове, когда речь идет о геологии и разведке запасов. Впрочем, после общения со специалистами понимаешь, насколько это не так. Расчет запасов - это в первую очередь кропотливая и технически сложная работа, которая включает в себя очень многое.
Станислав Ильин геологию полюбил еще в школе. Тогда он записался в профильный кружок при Станции юных натуралистов в Железногорске.
«Не скрою, многим понравилась мысль о летних турпоходах в Хакассии и даже дальше, поэтому многие пошли в кружок, хотя, конечно, многие и отсеялись чуть позже. Благодаря энергии нашего преподавателя за школьное время нам удалось побывать на объектах Красноярского края, Хакассии, Урала, Байкала, поучаствовать в олимпиадах и конференциях от местного до российского уровня».
По окончании школы - в 1998 году - мало кто советовал продолжать учебу по этому направлению, ведь в то время геологоразведка находилась в глубоком упадке.
«Я даже попробовал поступать в Академию МЧС под Ногинском, но все же вернулся в Красноярск и поступил на геолога».
В итоге после четвертого курса института Ильина вместе с товарищами пригласили на практику в «Полюс» - уже в то время уверенную и крупную компанию.
«Помню, как проходили собеседование лично у Владимира Кушуковича Совмена. Он спросил: «Ну а чего в «Полюс»-то идете?». Мы что-то ответили в духе «интересная работа». На что он резонно заметил: «Да ладно, за длинным рублем ведь!». Что ж, на тот момент это было действительно так. Но сейчас я уверен в своем выборе, так как работа в нашей компании оказалась действительно интересной, дала мне много опыта в сжатые сроки и предоставила широкие возможности. По этим причинам я уже 15 лет вместе с «Полюсом», пройдя путь от техника-геолога на геологоразведочных работах до руководителя группы подсчета запасов».
Специфика и Малевич
«На наше счастье объекты нам попадались один не похожий на другой, так что всегда было что-то новое. Вместе с постоянной новизной проявляется и другой побочный эффект разведки месторождения - когда с каждой накладной из лаборатории ты наблюдаешь как «рождается» объект, радуясь от подтверждений своей правоты или же делая выводы в обратном случае. Костяк группы подсчета запасов с 2003 года в целом был неизменен долгое время. В 2014 году руководитель решила уйти на пенсию. Тогда я сменил ее на этой должности».
Рассказывая о работе группы, Станислав останавливается на технической составляющей. В 2003 году после института трассы скважин для построения подсчетных разрезов рассчитывались в MS Excel. Потом их выносили на листы ватмана. Затем этот ватман сканировался частями формата А3 и оцифровывался. Площадь руды на разрезе снималась планиметром.
«Но уже тогда предприятием была приобретена горно-геологическая система Micromine, которая во многом упрощает повседневную работу геолога на подсчете запасов. Она позволяет вместо «плоских» бумажных моделей строить трехмерные цифровые блочные модели месторождений. При этом весь рудный объем представляется в виде параллепипедов (блоков) относительно небольшого размера. И это позволяет с высокой детальностью представлять изменчивость содержаний».
Сейчас формат блочных моделей является отраслевым стандартом за рубежом, да и в России они используются на всех крупных предприятиях, так как являются основой планирования добычи. Есть теперь и узкоспециализированное программное обеспечение. В том числе «собранное» своими силами.
«Например, алгоритм Micromine на начальном этапе плохо выделял рудные интервалы. А поскольку у меня еще со школы была тяга к программированию, то в MS Excel я написал сложный макрос, позволяющий автоматизировать этот рутинный, но важный процесс».
Когда мы берем в руки золотое изделие, то даже не представляем, какой путь прошел от и до. Жизненный цикл месторождения начинается с поисковых работ. Результат - выявление площади месторождения, потенциально содержащей руду и золото. После их изучают ограниченным объемом горных и буровых работ и, при положительном результате, изучение объекта переходит на оценочную или сразу разведочную стадию. Именно на разведочной стадии и возникает подсчет запасов, который ложится в основу этапа добычи. Во время добычи месторождение может доразведываться на флангах и на глубину для поддержания минерально-сырьевой базы обогатительной предприятия.
«Процесс довольно кропотливый и описывать его подробно вряд ли стоит. Скажу лишь в общем, что разведка состоит из составления проекта на геологоразведочные работы - какими способами и объемами разведывать месторождение, собственно полевых работ - бурение, опробование и прочее, изучения технологических, гидрогеологических, геомеханических свойств, подсчета запасов и государственной экспертизы отчета».
Пробы «разведчиков»берутся со скважин на интервале около одного метра. От исходной пробы массой 3-6 кг. в лабораторию отправляется только 600 гр. Уже из этого объема будет взято 2-4 пробы по 50 гр. для проведения пробирного анализа на золото.
«Так, например, в 2008 году были второй раз утверждены запасы месторождения Благодатного, которые составили 170 млн тонн руды и 400 тонн золота. Для их подсчета было пробурено около 90 000 погонных метров бурения и проанализировано около 90 000 проб. Представьте общий объем. Представьте, что вам разрешено открыть одну полумиллионную часть площади «Черного квадрата» Малевича. Распознать, что нарисовал автор под слоем черной краски, является основной задачей группы».
Отчеты и перспективы
По итогам всех этих работ составляется отчет. И это не просто короткая записка с информацией - «вот здесь золото есть, а здесь его нет». Сам по себе отчет - это от 3 до 10 книг текста, от 5 до 40 книг приложений, от 5 до 15 папок графики.
«Наши труды не видят книжных прилавков, но соотносимы по объемам с писательскими фолиантами. За 15-летний период существования группы подсчета запасов ею было подготовлено 13 отчетов разной степени сложности. То есть примерно по одному в год. Я считаю, это очень хороший темп».
По золоторудным объектам Оленье, Благодатное, Олимпиадинское и Титимухта группой было выполнено 10 отчетов с общим приростом балансовой золотой руды около 360 млн тонн и 1270 тонн золота. Здесь же данные по приросту известняка и сурьмы.
При всех успехах работы группы есть и свои сложности. Одним из главных вызовов является необходимость совмещения оценки запасов по зарубежным и российским стандартам. Российские горно-металлургические предприятия так или иначе вовлечены в глобальный финансовый мир, где есть свои стандарты отчетности о запасах, в чем-то не совпадающие с нашими российскими. Поэтому часто возникает ситуация, когда есть неоспоримые запасы в рамках российского законодательства, а есть - для международных финансовых институтов. В данный момент ведутся работы по гармонизации этих оценок. Но пока большинство недропользователей вынуждено заказывать аудит своих запасов у иностранных консультантов для котировок на лондонской, австралазийской или канадской биржах.
«В соответствии с концепцией геологоразведочных работ «Полюс Красноярск» в ближайшие пять лет мы намерены сосредоточиться на уточнении и детализации количественных и качественных характеристик уже имеющихся активов. Кроме того, планируется цикл оценочных разведочных работ на имеющихся площадях с использованием новейших методов изучения. При этом небольшие рудные объекты будут доразведываться и ставиться на баланс. Ожидаем сохранения нашей доброй традиции по предновогодним посещениям Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых в Москве. Ведь в условиях все возрастающих объемов переработки задача по обеспечению предприятия минерально-сырьевой базой приобретает очень важное значение».
текст Сергей Санников
фото: пресс-служба АО «Полюс Красноярск»