Егор Васильев: «Нужно очень быстро меняться, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы развиваться - нужно меняться еще быстрее»
Большое интервью будущего министра экономического развития края
В середине октября губернатор Красноярского края Александр Усс анонсировал значительные кадровые перестановки в правительстве. Заксобрание по рекомендациям главы региона уже согласовало на должности первых заместителей губернатора Сергея Пономаренко и Юрия Лапшина. Первый стал руководителем администрации губернатора, второй - председателем правительства.Еще одну кандидатуру Александр Усс предложил депутатам для назначения на должность министра экономического развития. Главой ведомства может стать молодой депутат и по совместительству председатель комитета по бюджету и экономический политике Егор Васильев. Sibnovosti.ru встретились с будущим министром. Поговорили о страхах и амбициях, рекордном госдолге края, затянувшихся инвестиционных проектах и экономической судьбе региона после Универсиады.
Егор Евгеньевич, на днях правительство Красноярского края одобрило проект бюджета до 2021 года. Согласно документу, доход в казну в следующем году составит 214 млрд рублей. При этом госдолг региона на 1 сентября 2018 года достиг почти половины этой суммы. Почему так происходит, ведь наш регион является одним из самых богатых в стране?
Объем госдолга не на критической отметке. Подумайте, вся задолженность региона в два раза меньше, чем доходы за один год, а она распределена на очень длительный период в будущем. Край берет кредиты, чтобы обеспечить больший бюджет развития, как залог ежегодного увеличения доходов. Это простой управленческий механизм. Однако мы постоянно работаем с госдолгом, понимая что дополнительные деньги на его обслуживание тратить нецелесообразно. Если же его эффективно структурировать, то объем таких расходов будет постепенно снижаться. В перспективе губернатор Красноярского края поставил задачу - ликвидировать дефицит бюджета и, соответственно, рост госдолга. Уверен, что мы ее выполним. Инвестиционные проекты, которые сейчас реализуются, могут дать нам прирост доходов даже без дополнительных инвестиций со стороны региона. Однако если понадобится занимать у федерации, то ничего страшного в этом нет - лишь бы уровень жизни и перспективы развития повышались.
Как вы считаете, удастся ли Уссу договориться с Москвой о снижении долговой нагрузки? Не кажется ли вам эта ситуация странной и непрофессиональной — сначала взять деньги из федерального бюджета, а потом просить реструктуризовать долг?
Бюджетная система в России очень сильно сдвинута в сторону федерального центра. Красноярский край гораздо больше зарабатывает налоговых доходов, чем остается в региональном бюджете. При этом край выполняет не только региональные, но и федеральные задачи. Здесь я, в первую очередь, имею ввиду развитие экономики, большие инвестиционные и инфраструктурные проекты. Для того, чтобы эту диспропорцию уменьшить, федерация прибегает к кредитованию регионов. Фактически, это межбюджетные отношения, ведь и федерация и регионы - структуры государственного управления. Федерация видит, что в регион необходимо вкладывать средства, чтобы он развивался и развивалась вся страна. Значит эти деньги выделяются. Раньше практиковалось замещение одного кредита другим - теперь реструктуризация. Проще говоря, кредит продлевается по срокам. Красноярский край - очень перспективный регион, поэтому «разговор» с федерацией ведется довольно простой - мы выполняем общие задачи, тратим на них региональные ресурсы и хотим иметь дополнительные возможности для развития. Лично мне кажется, что это правильный подход и я вижу, что его разделяет президент и правительство страны. На мой взгляд, он и дальше будет воплощаться в жизнь - ведь мы показываем результат.
В одном из отчетов краевого Заксобрания есть любопытная выдержка о том, что в 2018 году инвестиции в Красноярский край снизятся на 3,1%, в то время как ранее прогнозировался рост на 1,2%.При этом часто представители различных ведомств и министерств сообщают, что инвестиции в регион постоянно растут. Как вы можете это объяснить?
Показатель ВРП в Красноярском крае более 2 трлн рублей, при этом инвестиции в год стабильно составляют около 400 млрд рублей. Это действительно высокий уровень. Держать этот уровень - довольно сложно. Это задача, которая зависит не только от власти, но и от от внешних факторов: конъюнктуры цен на товары экспорта, санкционной политики и других. Тем не менее Красноярский край - настолько серьезная точка роста, что даже когда по всей России инвестиции падают, нашему региону удается поддерживать довольно высокий уровень. Кроме того, планы по инвестициям еще более амбициозные. Таким образом, упомянутые колебания в несколько процентов несущественны. В абсолютных величинах инвестиции незначительно растут, в сопоставимых незначительно снижаются. Падением это явно назвать нельзя, это удержание планки. Еще более увеличить инвестиционную составляющую мы сможем только за счет реализации новых крупных проектов, в том числе в рамках «Енисейской Сибири». Существующие производства на территории края этого результата, скорее всего, не обеспечат.
На ваш взгляд, будут ли у Красноярского края проблемы с бюджетом после Универсиады, когда миллиардные поступления на студенческие игры закончатся? Не грозит ли это кризисом для региона?
Давайте поделим многомиллиадрные вложения в Универсиаду со стороны федерации и края. Вложения со стороны краевого бюджета высвободятся, наша задача и далее направлять их на социальное и экономическое развитие. Есть риск перехода этих средств в текущие расходные статьи, потому что задач много. Но и здесь четко обозначены национальные приоритеты и проекты, мы будем идти по этим по этим лекалам и резервы для роста — это необходимость. Со стороны федерации крупный проект Универсиада должен заместиться крупным проектом «Енисейская Сибирь». Как это было ранее с Нижним Приангарьем, развитием Севера и так далее. Сибирь всегда развивалась посредством крупных проектов. И они, конечно, будут. Поэтому я думаю, что произойдет замещение направления федеральных средств. Возможно, спорта станет меньше, больше будет инфраструктуры, строительства, благоустройства, культуры.
Может быть еще один проект международный возьмем…
О таких планах не знаю. Но я думаю, что наш регион без подобных проектов точно не останется, учитывая политику губернатора. Это же очень зависит от руководителя. Кто в большей степени привлекал такие проекты, кто в меньшей. Но для того, чтобы получить эти средства, необходимо заниматься проектом за несколько периодов. На КЭФ-2018 мы презентовали реальный проект «Енисейской Сибири», до этого он год обсуждался. Это так работает, с отложенным эффектом.
Именно о «Енисейской Сибири» хочется спросить. В проекте сосредоточено много подпроектов, которые несколько лет назад уже пытались реализовать - в том числе строительство дороги Кызыл-Курагино. Но реализация этих проектов затянулась на долгие годы. Не кажется ли вам, что «Енисейская Сибирь» - это по сути «кладбище» несбыточных идей, которые просто объединили под одной шапкой?
Инфраструктурные проекты упомянутого формата - наиболее долгие по согласованию и планированию, так как это народные деньги. Что касается коммерческих проектов, то здесь лучшая перспектива по срокам. Почему я уверен, что проект «Енисейская Сибирь» будет реализовываться? Да, потому что это первый прецедент в новейшей истории, когда мы комплексно подошли к планированию макрорегиона. Потом Президент наложил свою положительную резолюцию, а в нашей стране это очень важно. Будет подписан отдельный нормативный акт правительства РФ, касающиеся экономической территории. Как только бизнес ознакомился со всеми условиями, увидел гарантии государства и оценил реальные проекты, то заинтересовался в участии. А чем больше сил заинтересованы в достижении результата, тем оно вероятнее. Незначительные проекты могут встречать некоторые препятствия, но крупные проекты: мост, дорога, северный кластер, аграрный, переработка алюминия - в них я не сомневаюсь. Они выгодны, и получили все санкции.
В развитых странах под экономическим развитием подразумевается не только торговля ресурсами, но и предприятия глубокой переработки, и инновационные проекты. Но в Красноярском крае, как мы видим, с этим не ладится. Технопарк в Железногорске закрыт, а в Критби каждые три месяца меняется руководство. Как можно решить сложившуюся ситуацию?
Ситуация с промпарком - это ситуация ошибок управления, ее можно исправить. Здесь нет проблемы в самой идее. Более того, мы понимаем, что базовые предприятия Росатома и Роскосмоса фактически являются залогом успеха большого инновационного проекта там. Задача - организовать среду для создания дополнительных производств, которые будут и сами становиться базовыми. Красноярский край традиционно инновационный. У нас есть предприятия, где инновации - постоянный процесс: ИСС, Радиосвязь, Красмаш и другие. У нас есть достаточно серьезная научная база - Сибирское отделение академии наук, СФУ. Красноярский бизнес-инкубатор - это лишь маленькая толика в большой традиции нашего инновационного развития. Исторически у Красноярского края с инновациями все хорошо. Мы не исключительно сырьевой регион, и так было с советских времен.
Представьте, что Красноярский край снова объединили с Хакасией. Помогло бы такое объединение развитию сибирского региона? Или соседняя республика стала бы для края дополнительной экономической нагрузкой?
Думаю, что административное присоединение не повлияло бы на экономическое развитие. Другое дело деятельное экономическое объединение, оно очень значимо. Бизнес Хакасию и Красноярский край не делит. Край очень сильно связан с соседним регионом в целом наборе отраслей, как собственно и с Тувой. Мы друг без друга существовать не можем, и это факт. Его надо признать и использовать.
Егор Евгеньевич, вам 36 лет. Не страшно ли вам отвечать за экономическое развитие целого региона?
Акцент на возраст вызывает улыбку хотя бы потому, что Максим Станиславович Орешкин (министр экономического развития РФ - прим. Sibnovosti.ru) этого же года рождения. В нынешнем краевом правительстве человек моего возраста тоже не был бы самым молодым. Ровесников достаточно много - Алексеев, Мироненко, Димитров. Тоже самое можно сказать и про федеральные органы власти. Вопрос страха - это неправильно. Есть чувство ответственности. Мне кажется, что оно должно быть и не зависит от возраста. Но мне есть на что опереться. Последние семь лет я работаю в комитете по бюджету и экономической политике - сначала заместителем, а сейчас председателем. За это время мы командой сделали достаточно много, воплотили в жизнь много идей. И всегда, от формирования стратегии социально-экономического развития до редакции закона о бюджетном процессе, была очень серьезная необходимость свежих взглядов. Ведь мир очень быстро меняется. Нужно очень быстро меняться самому, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы развиваться нужно меняться еще быстрее.
текст: Юлия Тоцкая
фото: Бурмистров А. В., sobranie.info