«Обувь России»: шаг за шагом
Стратегическая цель группы компаний – стать лидером российского обувного рынка по узнаваемости брендов, эффективности, уровню развития розницы и IT-интеграции
Компания, созданная в Новосибирске и получившая федеральный масштаб, – это довольно редкая бизнес-история. Но то, что этот путь можно пройти, на практике доказала «Обувь России». Сейчас она представляет собой многопрофильный холдинг, который развивает несколько направлений. Но основой его по-прежнему остается розничная торговля обувью, рассказали Sibnovosti.ru в «Обуви России».
Сегодня группа «Обувь России» управляет более чем 680 магазинами в более 220 городах России. Они входят в пять сетей: Westfalika (монобренд, преимущественно женская обувь классического дизайна), «Пешеход» (мультибрендовый обувной супермаркет), Emilia Estra (модная и ультрамодная женская обувь, итальянский стиль), Lisette (модная женская обувь, французский стиль), Rossita (европейская обувь для всей семьи). Несколько брендов в рамках одного ценового сегмента позволяют охватить более широкую аудиторию покупателей и, как результат, занять большую долю на рынке. Такой же стратегии придерживаются национальных рынков за рубежом: Belle в Китае, Deichmann в Германии, CCC Group в Польше.
«Обувь России» продает не только обувь, но и одежду, сопутствующие товары, кожгалантерею и т. п. В первом полугодии 2018 года на верхнюю одежду пришлось 11,7% розничных продаж, а в целом на сопутствующие товары – 31,5%. Классические обувные магазины постепенно уступают место fashion-магазинам, которые предлагает покупателю набор необходимых товаров total look.
Впрочем, традиционными магазинами ритейл не ограничивается. Продолжением розницы является e-commerce и развитие омниканальных продаж. То есть, клиентам предлагаются разные форматы покупок и при этом формируется единый опыт взаимодействия с брендом. Сейчас у «Обуви России» работает пять интернет-магазинов основных брендов. По итогам первого полугодия на интернет-торговлю пришлось 12,8% розничных продаж компании.
Помимо товаров, компания предлагает дополнительные и финансовые сервисы: рассрочка платежа, денежные займы, платежи на кассе, страховые продукты и т. п. Такие сервисы фактически оформлены как отдельное бизнес-направление. Они развиваются в рамках инновационной программы лояльности «Арифметика». Это собственная разработка компании на базе обычных и платежных карт MasterCard. К настоящему времени уже эмитировано более 2 млн карт «Арифметика».
В этом году «Обувь России» одной из первых в российском ритейле стала использовать блокчейн. Эту технологию внедрили для защиты персональных данных клиентов, которые обращаются к услугам рассрочки и денежных займов. Также завершен переход розничной сети на новую IT-платформу «Рассрочка 2.0.». Это собственное IT-решение «Обуви России», которое она разработала в партнерстве с компанией «ИнфоСофт». Оно используется для управления финансовыми сервисами. Первую версию запустили еще в 2010 году. Новая платформа, на которую перешли в 2018 году, является более гибкой и позволяет персонализированные предложения.
Одна из основ развития бизнеса «Обуви России» – наличие собственного производства. Сейчас у компании две производственных площадки. В Новосибирске расположен цех по изготовлению цельноформованной обуви и деталей низа обуви из полимерных материалов (ЭВА). В городе Бердске работают раскройно-швейный цех, сборочные цеха по изготовлению обуви литьевым, клеевым и комбинированным методами, а также цех по производству обуви методом горячей вулканизации на заготовку.
Производство оснащено высокотехнологичным оборудованием ведущих мировых производителей: автоматизированными раскройными и швейными комплексами NewLast и Orisol, литьевыми машинами Desma. Один швейный робот Orisol заменяет несколько обычных швейных машинок. Кроме того, такие системы дают возможность изготавливать более сложный ассортимент: обувь с большим количеством отстрочек, комбинированием материалов (это обувь стиля casual, полуспорт, трекинговая обувь и т. п.).
У «Обуви России» есть несколько собственных брендов производимой обуви. В их числе, S-Tep (стиль casual, для прогулок и активного отдыха), all.go (из полимерных материалов, casual), Pioneer of Arctic Travel (для экстремальных погодных условий).
В целом производственные мощности компании позволяют выпускать 500 тыс. пар обуви в год.
«Производственный опыт помогает нам грамотно организовать контроль качества не только на собственном производстве, но и при работе по аутсорсингу. За последние 10 лет уровень возврата по браку в розничных сетях нашей компании не превышал 1%», - отмечают в «Обуви России».
Перспективы развития фабрики в компании связывают с сегментом casual, трекинговой обуви. В последние годы растет популярность обуви без каблука, обуви стиля casual, модный комфорт и полуспорт. В розничной сети «Обуви России» по результатам первого полугодия доля такой обуви в продажах превысила 70%.
Следующий этап развития собственного производства – открытие фабрики по производству цельноформованной обуви и деталей низа из полимерных материалов во втором полугодии 2019 года. Территория особого социально-экономического развития (ТОСЭР) в рабочем поселке Линёво для этой фабрики выбрана по нескольким причинам. Во-первых, поселок расположен рядом с Бердском, где у «Обуви России» работает основная производственная площадка. Это позволит добиться производственной кооперации двух предприятий, и очень удобно с точки зрения логистики. Во-вторых, региональные власти оказывают весомую поддержку проекту, и статус резидента ТОСЭР предоставляет существенные налоговые льготы.
В-третьих, в поселке есть Линёвский центр профессионального обучения, с которым компания может сотрудничать в деле подготовки рабочих для производства. Опыт такого взаимодействия с учреждениями системы образования у «Обуви России» уже есть. Она сотрудничает с Новосибирским технологическим институтом (НТИ, филиал РГУ им. Косыгина) – одним из ведущих отраслевых вузов за Уралом, большинство руководителей ключевых направлений оканчивали этот институт. В этом году НТИ при поддержке «Обуви России» открыл первый технологический учебный центр по изготовлению изделий из кожи. Он будет обучать до 50 специалистов в год.
Наконец, фабрика в Линёво позволит расширить производство обуви из полимерных материалов. Площадка в Новосибирске в силу ограничений по размеру цеха, склада, по логистике товаров внутри площадки, не позволяет установить дополнительное оборудование и увеличить выпуск продукции.
«Обувь России» стала первой публичной компанией российского fashion-ритейла. Она разместила акции на Московской Бирже. Благодаря IPO, было привлечено 5,9 млрд руб. на развитие бизнеса, прежде всего, на расширение розничной сети. По итогам 2017 года сеть приросла на 83 торговых точки, в этом году по итогам трех кварталов открыто 122 новых собственных магазина, всего до конца года откроется 150. Кроме того, благодаря IPO «Обувь России» получила доступ и к рынку акционерного капитала, таким образом, у нее появились более широкие возможности по привлечению финансирования инвестпрограмм.
Стратегическая цель «Обуви России» – стать лидером российского обувного рынка по узнаваемости брендов, эффективности, уровню развития розницы и IT-интеграции. Компания намерена присутствовать в большинстве городов с населением более 50 тыс. человек и значительно увеличить долю на рынке. В ближайшие три года планирует увеличить розничную сеть до 1 тыс. торговых точек.
Справка: Группа компаний «Обувь России» создана в Новосибирске в 2003 году. Главный офис расположен на ул. Богдана Хмельницкого. Входит в топ-2 крупнейших операторов российского обувного рынка, являясь лидером лидер среднеценового сегмента. Выручка по итогам 2017 года составила 10,8 млрд руб., чистая прибыль – 1,3 млрд руб. Основной владелец – Антон Титов.
Фото: группа компаний «Обуви России»